Дерек Принс, популярный в своё время пятидесятнический учитель Библии и служитель, некоторое время назад издал книгу под названием «Как слышать голос Божий». В этой книге, в 4-ой ее главе (всю главу можно прочитать по этой ссылке — http://www.kingdomjc.com/Books/Prins16/04.htm ) он пишет про отличие двух ключевых терминов, используемых в Греческом оригинале Нового Завета в отношении Слова Божьего – рема (ῥήμα) и логос (Λόγος).
*****
Глава 4. Слышание голоса Божьего производит веру
Мы говорили с вами о трех отличительных особенностях слышания Божьего голоса, которые произведут значительные изменения в жизни человека по сравнению с большей частью религиозного поведения или деятельности, традиционно принятых в церквях.
Три особенности, о которых я упомянул, были такие:
• Во-первых, слышание Божьего голоса является личным переживанием. Оно включает в себя прямые, интимные взаимоотношения с Богом один на один.
• Во-вторых, слышание Божьего голоса – это неуловимое духовное переживание. Мы не можем заключить его в какие-то рамки, например, в рамки здания, “упаковать” его в какую-то приемлемую для нас упаковку. Мы не сможем связать его ни с какими традиционными вещами, которые обычно имеют место в нашей религиозной жизни. Это то, что мы не можем увидеть, что мы не можем пощупать. Мы можем соприкоснуться с этим только через слышание. И слышание Божьего голоса никак не связано ни с каким определенным местом и временем.
• В-третьих, слышание Божьего голоса всегда в настоящем времени. Это всегда “ныне”, сегодня. Голос не имеет прошлого, у голоса нет будущего. Поэтому, когда мы соединяемся с Богом через слышание Его голоса, мы соприкасаемся с Ним в Его “вечном настоящем”. Бог открыл Моисею Свое имя, которое тот должен был объявить Израилю: “Я есмь Сущий. Я есть Тот, Кто есть”. Это всегда именно так. Бог всегда ЕСМЬ. Хотя при этом Бог охватывает все времена: и прошлое, и будущее, но прежде всего Он в настоящем, в Его вечном настоящем. Мы знаем Его как великого “Я – ЕСМЬ”, и это приходит через слышание Его голоса. Этот голос всегда звучит в настоящем времени.
Сейчас я хотел бы поговорить об одном особом результате слышания Божьего голоса, имеющем неоценимое значение, мы никогда не сможем выразить всю его ценность. И этим результатом является вера. Слышание голоса Божьего производит веру.
Многие люди хотят иметь веру, борются за обретение веры, ищут ее везде, но не находят ее, потому что ищут ее не там. Они не открыли для себя секрета получения веры. Вера приходит от слышания Божьего голоса.
Об этом мы можем прочитать в Римлянам 10:17:
Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
Или, как сказано в другом переводе: “...от слышания слов Христа”. Итак, вера приходит... Вера приходит от слышания... Вера приходит от слышания Божьего голоса. Мы должны понимать, что в греческом Новом Завете есть два разных слова, которые на наш язык переведены как “слово”. То, что обычно переводится как “слово”, в греческом оригинале имеет два разных слова: “логос” и “рема”. И если вы не увидите разницу между ними, то вы не поймете, что имеется в виду.
Давайте сначала посмотрим на слово “логос”. “Логос” – это одно из концептуальных понятий греческого языка. Позвольте заметить, что я изучал греческий язык с десятилетнего возраста, и имею право преподавать его на университетском уровне. Я упомянул об этом лишь для того, чтобы вы могли довериться моему трактованию, ведь я имею некоторое представление о том, о чем говорю. Итак, “логос” – это одно из концептуальных понятий греческого языка, оно имеет много разных значений. Оно может обозначать: “разум”, “мысли”, “рассудок”, “совет”. Значение этого слова очень обширно. В Библии “логос” подразумевает “разум Божий”, “совет Божий”, “Божьи конечные замыслы”. Послушайте, что говорит Давид в Псалме 118:89:
На веки, Господи, слово Твое утверждено на небесах...
Другой перевод говорит:
Твое слово, о Господь, вечное. Оно стоит твердо на небесах.
Это Божье слово “логос”, Его предвечный совет. Оно не изменяется. Оно находится вне времени. Оно на небесах. Оно утверждено навеки. От начала и до конца оно находится там – все время, всегда. Это разум, совет и замыслы Божьи. Этот “логос”, этот разум Божий выразился в личности. В Евангелии от Иоанна 1:1-2 сказано следующее:
В начале было Слово (Логос), и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога.
Таким образом, Иисус является выражением “логоса”. Он является предвечным полным советом, замыслом и разумом Божьим. Вы помните слова Иисуса в Иоанна 14:9: “Видевший Меня видел Отца”. Иисус представлял Собой Отца в точности, все, Кем является Отец: все дела Отца, всю волю Отца, весь замысел, весь Его план. Это слово “логос”, и оно утверждено навечно на небесах. Оно не может быть изменено. Оно вечно.
Слово “рема” имеет другое значение, хотя, конечно, его значение временами пересекается со значением слова “логос”. Но слово “рема” в большей степени означает сказанное слово. Слово не может быть “рема” до тех пор, пока оно не сказано. Божье слово “логос”, Божий разум утвержден на небесах навеки. Не имеет значения, сказано оно или нет, оно находится там, оно вечно. Но “рема” – это только то слово, которое было сказано. Послушайте, что говорит Иисус в Матфея 4:4:
Он же сказал ему в ответ: написано: “не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом (“рема”), исходящим из уст Божиих”.
Всяким “рема”, исходящим из уст Божьих, всяким произнесенным словом. Таким образом, есть разум Божий: вечный, неизменный, совершенный, который находится на небесах. Но мы не можем постичь всего разума Божьего, мы не сможем охватить нашим ограниченным умом весь разум Божий. Поэтому разум Божий приходит к нам в нашу реальность в слове “рема” – в слове, произнесенном нам; в слове, которое становится нашим личным откровением. Мы не можем познать Божье слово “логос”, разум Божий, замыслы Божьи до тех пор, пока Бог не проговорит свое слово и оно не станет “рема”. Поэтому человек живет всяким словом (“рема”), исходящим из уст Божьих. Весь разум Божий передается нам по частям, насколько мы способны принять. Это “рема” за “рема”, одно слово за другим. Таким образом, Иисус говорит, что Бог имеет “рема” на каждый день: “Не хлебом одним будет жить человек, но каждый день произнесенным словом Божьим, словом “рема”, исходящим из уст Божьих, которое будет его порцией на каждый день”.
Итак, есть различие между “логос” и “рема”. “Логос” вечен и неизменен, и находится на небесах. “Рема” сходит с небес для меня лично; это слово, которое я слышу, которое было произнесено. Таким образом, вы видите, что в Римлянам 10:17 говорится о “рема”, ожившем для вас Слове Божьем. Вера приходит от слышания, а слышание от слова “рема” Божьего, от слышания слов Христа. Если Бог не проговорит слово, то мы не сможем услышать его. Мы не можем слышать “логос”, оно вечно, это весь разум Божий на небесах. Но мы можем слышать “рема”, которое приносит небольшую часть всего Божьего разума, Его мысли. Ту часть, в которой лично мы нуждаемся в данный момент. И от слова “рема” появляется вера.
Надеюсь, я никого не обижу, Библия не говорит, что вера приходит от чтения Библии. Хотя многие люди думают, что вера приходит от чтения Библии. Давайте будем честными, очень часто когда вы читаете Библию, у вас не появляется от этого вера. Вы просто читаете черные буквы на белой бумаге, и вы можете читать Библию часами, но веры у вас от этого не прибавляется ни на чуточку. Но в другой раз вы открываете Библию, и один стих просто выпрыгивает со страниц, и вы говорите: “Это оно! Это то, что Бог говорит мне прямо сейчас”. Я не мог бы подсчитать, сколько раз это случалось в моей жизни. Порой я просто открывал свою Библию наугад, и Дух Святой фокусировал мое внимание на каком-то стихе, и Бог говорил: “Вот то, что тебе нужно. Это Мое “рема” для тебя!” И когда вы слышите “рема”, это намного больше, чем чтение Библии. Это личное слово Божье. Это Божий голос, говорящий вам. И от слышания произнесенного слова Божьего приходит вера. Как видите, все вращается вокруг слышания голоса Божьего. Вы помните: “Слушайся Моего голоса, и Я буду твоим Богом” и “если будешь внимательно слушать голос Господа, тогда ни одна из этих болезней не постигнет тебя”.
Послание к Римлянам 10:17:
Вера от слышания, а слышание от слова (“рема”) Божия.
Я хотел бы поделиться с вами тем, чему научился и что сам пережил. Если вы уловите то, как приходит вера, то вы получите этот неоценимый дар.
Уже будучи христианином я лежал в военном госпитале целый год. Доктора были бессильны мне помочь. И я знал, что моя единственная надежда может быть только на Бога. Я продолжал повторять себе: “Я знаю, что если бы у меня была вера, то Бог бы исцелил меня”. Но после этого всегда добавлял: “Но у меня ее нет”. И однажды Бог проговорил ко мне этот стих: “Вера приходит от слышания”. И я ухватился за это. Оказывается, вера может прийти. Если ты даже не имеешь ее – ты можешь ее получить. И после этого я посмотрел на вторую часть стиха и начал размышлять, молиться, искать Бога. И понемногу Он начал открывать это для меня. И когда Он открыл мне эту истину, что “вера приходит...”, я получил веру для моего исцеления. Я благодарю Бога за труд врачей и медсестер, но в той ситуации они были бессильны. Исцеление пришло ко мне через откровение Божьего Слова, когда я услышал “рема”, которое дало мне веру.
Итак, существует процесс получения веры. Он состоит из трех фаз.
• Во-первых, Божье сказанное слово “рема”.
• Во-вторых, наш отклик на него – слышание – мы открыты и принимаем это слово.
• В-третьих, из слышания мы получаем веру.
И здесь есть элемент ожидания. Слышание обычно требует времени, как правило, это не происходит мгновенно. Мы должны настроить свое сердце, правильно настроить свой разум, правильно настроить себя для того, чтобы что-то услышать. Мы должны настроить себя на чтение Библии или слушание проповеди. Мы знаем, что иногда слова как-будто “отскакивают” от нас. Мы должны иметь правильное отношение к этому, особый настрой – нужно убрать все помехи, все посторонние мысли и настроиться на слушание Божьего голоса. Только при таком отношении мы получим веру. Мы можем сидеть и читать Библию или слушать проповедь, и вдруг внутрь нас как бы приплывают слова. После этого мы приходим в особый внутренний покой. Наш разум отдыхает. Наши загруженные мыслительные процессы приостанавливаются. Мы слушаем. И из этого слушания приходит вера.
Я хочу посоветовать вам тренироваться слушать Божий голос, развивать эту способность слушать. Будьте открыты к тому, что Бог хочет сказать вам лично. Божий голос всегда соответствует записанному Божьему Слову. То, что Он говорит, – всегда будет соответствовать Писанию, это никогда не будет противоречить Писанию. Бог оживит для вас Свое записанное Слово Святым Духом. Именно так приходит вера – через слышание голоса Божьего.
В частности, Дерек пишет:
«Многие люди хотят иметь веру, борются за обретение веры, ищут её везде, но не находят её, потому что ищут её не там. Они не открыли для себя секрета получения веры. Вера приходит от слышания Божьего голоса.
Об этом мы можем прочитать в Римлянам 10:17:
Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
Или, как сказано в другом переводе: “…от слышания слов Христа”. Итак, вера приходит… Вера приходит от слышания… Вера приходит от слышания Божьего голоса. Мы должны понимать, что в греческом Новом Завете есть два разных слова, которые на наш язык переведены как “слово”. То, что обычно переводится как “слово”, в греческом оригинале имеет два разных слова: “логос” и “рема”. И если вы не увидите разницу между ними, то вы не поймете, что имеется в виду.
Давайте сначала посмотрим на слово “логос”. “Логос” – это одно из концептуальных понятий греческого языка. Позвольте заметить, что я изучал греческий язык с десятилетнего возраста, и имею право преподавать его на университетском уровне. Я упомянул об этом лишь для того, чтобы вы могли довериться моему трактованию, ведь я имею некоторое представление о том, о чем говорю. Итак, “логос” – это одно из концептуальных понятий греческого языка, оно имеет много разных значений. Оно может обозначать: “разум”, “мысли”, “рассудок”, “совет”. Значение этого слова очень обширно. В Библии “логос” подразумевает “разум Божий”, “совет Божий”, “Божьи конечные замыслы”. Послушайте, что говорит Давид в Псалме 118:89:
На веки, Господи, слово Твое утверждено на небесах…
Другой перевод говорит:
Твое слово, о Господь, вечное. Оно стоит твердо на небесах.
Это Божье слово “логос”, Его предвечный совет. Оно не изменяется. Оно находится вне времени. Оно на небесах. Оно утверждено навеки. От начала и до конца оно находится там – все время, всегда. Это разум, совет и замыслы Божьи. Этот “логос”, этот разум Божий выразился в личности. В Евангелии от Иоанна 1:1-2 сказано следующее:
В начале было Слово (Логос), и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога.
Таким образом, Иисус является выражением “логоса”. Он является предвечным полным советом, замыслом и разумом Божьим. Вы помните слова Иисуса в Иоанна 14:9: “Видевший Меня видел Отца”. Иисус представлял Собой Отца в точности, все, Кем является Отец: все дела Отца, всю волю Отца, весь замысел, весь Его план. Это слово “логос”, и оно утверждено навечно на небесах. Оно не может быть изменено. Оно вечно.
Слово “рема” имеет другое значение, хотя, конечно, его значение временами пересекается со значением слова “логос”. Но слово “рема” в большей степени означает сказанное слово. Слово не может быть “рема” до тех пор, пока оно не сказано. Божье слово “логос”, Божий разум утвержден на небесах навеки. Не имеет значения, сказано оно или нет, оно находится там, оно вечно. Но “рема” – это только то слово, которое было сказано. Послушайте, что говорит Иисус в Матфея 4:4:
Он же сказал ему в ответ: написано: “не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом (“рема”), исходящим из уст Божиих”.
Всяким “рема”, исходящим из уст Божьих, всяким произнесенным словом. Таким образом, есть разум Божий: вечный, неизменный, совершенный, который находится на небесах. Но мы не можем постичь всего разума Божьего, мы не сможем охватить нашим ограниченным умом весь разум Божий. Поэтому разум Божий приходит к нам в нашу реальность в слове “рема” – в слове, произнесенном нам; в слове, которое становится нашим личным откровением. Мы не можем познать Божье слово “логос”, разум Божий, замыслы Божьи до тех пор, пока Бог не проговорит свое слово, и оно не станет “рема”. Поэтому человек живет всяким словом (“рема”), исходящим из уст Божьих. Весь разум Божий передается нам по частям, насколько мы способны принять. Это “рема” за “рема”, одно слово за другим. Таким образом, Иисус говорит, что Бог имеет “рема” на каждый день: “Не хлебом одним будет жить человек, но каждый день произнесенным словом Божьим, словом “рема”, исходящим из уст Божьих, которое будет его порцией на каждый день”.
Итак, есть различие между “логос” и “рема”. “Логос” вечен и неизменен, и находится на небесах. “Рема” сходит с небес для меня лично; это слово, которое я слышу, которое было произнесено. Таким образом, вы видите, что в Римлянам 10:17 говорится о “рема”, ожившем для вас Слове Божьем. Вера приходит от слышания, а слышание от слова “рема” Божьего, от слышания слов Христа. Если Бог не проговорит слово, то мы не сможем услышать его. Мы не можем слышать “логос”, оно вечно, это весь разум Божий на небесах. Но мы можем слышать “рема”, которое приносит небольшую часть всего Божьего разума, Его мысли. Ту часть, в которой лично мы нуждаемся в данный момент. И от слова “рема” появляется вера.
Надеюсь, я никого не обижу, Библия не говорит, что вера приходит от чтения Библии. Хотя многие люди думают, что вера приходит от чтения Библии. Давайте будем честными, очень часто когда вы читаете Библию, у вас не появляется от этого вера. Вы просто читаете черные буквы на белой бумаге, и вы можете читать Библию часами, но веры у вас от этого не прибавляется ни на чуточку. Но в другой раз вы открываете Библию, и один стих просто выпрыгивает со страниц, и вы говорите: “Это оно! Это то, что Бог говорит мне прямо сейчас”. Я не мог бы подсчитать, сколько раз это случалось в моей жизни. Порой я просто открывал свою Библию наугад, и Дух Святой фокусировал мое внимание на каком-то стихе, и Бог говорил: “Вот то, что тебе нужно. Это Мое “рема” для тебя!” И когда вы слышите “рема”, это намного больше, чем чтение Библии. Это личное слово Божье. Это Божий голос, говорящий вам. И от слышания произнесенного слова Божьего приходит вера. Как видите, все вращается вокруг слышания голоса Божьего. Вы помните: “Слушайся Моего голоса, и Я буду твоим Богом” и “если будешь внимательно слушать голос Господа, тогда ни одна из этих болезней не постигнет тебя”.
Послание к Римлянам 10:17:
Вера от слышания, а слышание от слова (“рема”) Божия.
Я хотел бы поделиться с вами тем, чему научился и что сам пережил. Если вы уловите то, как приходит вера, то вы получите этот неоценимый дар.
Уже будучи христианином я лежал в военном госпитале целый год. Доктора были бессильны мне помочь. И я знал, что моя единственная надежда может быть только на Бога. Я продолжал повторять себе: “Я знаю, что если бы у меня была вера, то Бог бы исцелил меня”. Но после этого всегда добавлял: “Но у меня ее нет”. И однажды Бог проговорил ко мне этот стих: “Вера приходит от слышания”. И я ухватился за это. Оказывается, вера может прийти. Если ты даже не имеешь ее – ты можешь ее получить. И после этого я посмотрел на вторую часть стиха и начал размышлять, молиться, искать Бога. И понемногу Он начал открывать это для меня. И когда Он открыл мне эту истину, что “вера приходит…”, я получил веру для моего исцеления. Я благодарю Бога за труд врачей и медсестер, но в той ситуации они были бессильны. Исцеление пришло ко мне через откровение Божьего Слова, когда я услышал “рема”, которое дало мне веру.
Итак, существует процесс получения веры. Он состоит из трех фаз.
- Во-первых, Божье сказанное слово “рема”.
- Во-вторых, наш отклик на него – слышание – мы открыты и принимаем это слово.
- В-третьих, из слышания мы получаем веру.
И здесь есть элемент ожидания. Слышание обычно требует времени, как правило, это не происходит мгновенно. Мы должны настроить свое сердце, правильно настроить свой разум, правильно настроить себя для того, чтобы что-то услышать. Мы должны настроить себя на чтение Библии или слушание проповеди. Мы знаем, что иногда слова как будто “отскакивают” от нас. Мы должны иметь правильное отношение к этому, особый настрой – нужно убрать все помехи, все посторонние мысли и настроиться на слушание Божьего голоса. Только при таком отношении мы получим веру. Мы можем сидеть и читать Библию или слушать проповедь, и вдруг внутрь нас как бы приплывают слова. После этого мы приходим в особый внутренний покой. Наш разум отдыхает. Наши загруженные мыслительные процессы приостанавливаются. Мы слушаем. И из этого слушания приходит вера.
Я хочу посоветовать вам тренироваться слушать Божий голос, развивать эту способность слушать. Будьте открыты к тому, что Бог хочет сказать вам лично. Божий голос всегда соответствует записанному Божьему Слову. То, что Он говорит, – всегда будет соответствовать Писанию, это никогда не будет противоречить Писанию. Бог оживит для вас Свое записанное Слово Святым Духом. Именно так приходит вера – через слышание голоса Божьего.»
Из того, что написал Дерек Принс можно сделать следующие выводы:
- Он считает, что есть большая разница между РЕМА и ЛОГОС;
- Бог должен вторично проговорить Его Слово к нам лично, чтобы мы его могли понять и усвоить;
- Если РЕМА к нам не будет проговорено Богом, то мы никогда не постигнем ЛОГОС;
- Когда мы слышим РЕМА, то это намного больше, чем чтение Слова Божьего;
- От слышания произнесенного Слова Божьего приходит вера и никак иначе
Соответственно, возникают вопросы:
- Есть ли большая разница между РЕМА и ЛОГОС?
- Если нет, то как эти два выражения взаимодействуют друг с другом?
В изучении Писания мы должны стараться быть объективными и быть готовым увидеть то, что мы считали другим / противоположным. Писание нам показывает пример Верийцев (Деян. 17:11), которые не просто верили всему, что им говорил апостол Павел, но все сверяли с Писанием. Поэтому, Слово Божье называет их «благомысленными», т.е. вызывающими большее почтение своим поведением. Соответственно, будет мудрым с нашей стороны посмотреть внимательно, что говорит нам единственное мерило Истины – Слово Божье на данную тему и из него научиться.
Согласно симфонии Стронга, теологическому словарю Нового Завета Герхарда Киттель, экспозиционному словарю новозаветных слов В. Е. Вайн, лексиконам Тайера, Лу и Нида, Бауера:
Рема – есть то, что было высказано живым голосом, звуком голоса с определенным значением, слова, соединенные вместе в предложение; нечто, четко выраженное как объявление или договор.
Септуагинта перевоит Еврейское слово ДАБАР как РЕМА и ЛОГОС. Это слово используется как устное или письменное выражение, речь, тематическая сущность речи; минимальная часть речи, единственное слово, фокусировка на содержимом сообщаемого.
Логос — слово, постановление, действие в виде произнесения, обучение, рассуждение, описание; первый смысл сбора, учета, разговора; выражение мысли, заявление; мысли, выраженные словами, относится к говорению и мышлению, божественное заявление, записанное в Ветхом Завете; систематическое и формальное рассмотрение темы, содержимое того, что проповедуется; суть.
Перевод
Рема – высказанное слово.
Следующие стихи, относящиеся к РЕМА, все показывают его использование для выражения общего значения «говорения»:
Мф. 4:4, Мф. 12:36, Мф. 18:16, Мф. 26:75, Мф. 27:14, Мар. 9:32, Мар. 14:72, Лк. 1:38, Лк. 1:65, Лк. 2:17, Лк. 2:19, Лк. 2:29, Лк. 2:50, Лк. 2:51, Лк. 3:2, Лк. 5:5, Лк. 7:1, Лк. 9:45, Лк. 18:34, Лк. 20:26, Лк. 22:61, Лк. 24:8, Лк. 24:11, Иоан. 3:34, Иоан. 5:47, Иоан. 6:63, Иоан. 6:68, Иоан. 8:20, Иоан. 8:47, Иоан. 10:21, Иоан. 12:47, Иоан. 15:7, Иоан. 17:8, Деян. 2:14, Деян. 5:20, Деян. 6:11, Деян. 6:13, Деян. 10:22, Деян. 10:37
В данном отрывке РЕМА равнозначно ЛОГОС:
Когда Петр еще продолжал эту речь (рема), Дух Святый сошел на всех, слушавших слово (логос).
(Деян.10:44)
Деян. 11:14, Деян. 11:16, Деян. 13:42, Деян. 16:38, Деян. 26:25, Деян. 28:25
Теперь посмотрим Рим. 10:17 – стих, который упоминает Дерек:
Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
(Рим.10:17)
Должны ли мы верить, что здесь слово РЕМА относится к слову высказанному? Нет, здесь не говорится конкретно о слове высказанном или слове написанном. Здесь говорится в целом о Евангелии Христа, которое проповедуется.
Рим. 10:18, 2 Кор. 12:4, 2 Кор. 13:1, Евр. 1:3
Далее:
Верою познаём, что веки устроены словом (рема) Божиим, так что из невидимого произошло видимое.
(Евр.11:3)
Бог сказал и всё, что сейчас существует появилось или начало свое существование. Во 2 Пет. 3:5 говорится о ЛОГОС, которое было высказано Богом и небеса и земля появились. Очевидно, что РЕМА и ЛОГОС являются равнозначными.
не к трубному звуку и гласу глаголов (слов — рема), который слышавшие просили, чтобы к ним более не было продолжаемо слово (логос),
(Евр.12:19)
Опять, теперь уже в этом отрывке ЛОГОС равнозначно РЕМА.
но слово (рема) Господне пребывает вовек; а это есть то слово (рема), которое вам проповедано.
(1Пет.1:25)
Здесь РЕМА Господне– Евангелие, которое было проповедано.
чтобы вы помнили слова (рема), прежде реченные святыми пророками, и заповедь Господа и Спасителя, преданную Апостолами вашими.
(2Пет.3:2)
РЕМА пророков, которое знали ученики во времена Нового Завета было слово записанное, тем не менее, о нем говорится как о слове сказанном. В этом случае РЕМА можно рассматривать как ссылающееся на то, что было записано. Хотя, пророки произнесли эти слова в свое время, для тех, кому Петр писал свое послание, эти слова были записанными.
Отличающееся от высказанного
ибо у Бога не останется бессильным никакое слово (рема).
(Лук.1:37)
Лк. 2:15, Деян. 5:32
Но что говорит Писание? Близко к тебе слово (рема), в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово (рема) веры, которое проповедуем.
(Рим.10:8)
Слово веры в данном стихе – Евангелие. В наши дни Евангелие – часть Писания, т.е. слово записанное. Во всяком случае, так это сейчас для нас. А как в то время? Да, в первые годы проповеди Евангелия оно еще не было записано в Новозаветных текстах, но, при этом, Евангелие было записано в текстах Ветхого Завета и было там сотни лет.
и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие (рема).
(Еф.6:17)
Меч духовный здесь это слово высказанное или слово записанное, или же и то и другое? Используется ли РЕМА Божье или же ЛОГОС Божье речь идет о том, что было сказано.
и вкусивших благого глагола Божия (рема) и сил будущего века,
(Евр.6:5)
В контексте Евр. гл. 6 Писание говорит о спасении и связанных с ним моментах. И в данном месте говорится о Евангелии, т.к. оно является, по-настоящему, «благим глаголом».
Логос
Не буду приводить все примеры использования слова ЛОГОС или его производных форм, которых можно насчитать около 320 случаев. Здесь приведу только выбранные стихи.
В Евангелиях ЛОГОС используется как слово, высказанное в подавляющем количестве случаев. Из этого можно сделать вывод, что ЛОГОС не должно переводиться лишь как «слово написанное». В Греческом есть еще одно слово, которое более четко указывает на написанное слово – γράφω (графо).
К примеру, в Лк. 3:4 мы читаем:
как написано (геграптаи – от «графе») в книге слов пророка Исаии, который говорит: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему;
(Лук.3:4)
Высказанное слово
Мф. 5:37, Мф. 7:24, Мф. 7:28, Мф. 8:8, Мф. 8:16, Мф. 10:14, Мф. 12:32, Мф. 12:36, Мф. 13:19, Мф 15:12, Мф. 15:23, Мф. 21:24, Мф. 22:15, Мф. 26:44, Мф. 5:36, Мф. 8:38, Мар. 10:24, Лк. 1:20, Лк. 4:36, Лк. 5:15, Лк. 6:47, Лк. 9:28, Лк. 10:39, Лк. 23:9
Когда же воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию (графе) и слову (лого), которое сказал Иисус.
(Иоан.2:22)
Здесь Иоанн использует слово ГРАФЕ для обозначение Писания и слово ЛОГОС для обозначения того, что говорил Иисус.
23 Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово (логос) Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим.
24 Нелюбящий Меня не соблюдает слов (логос) Моих; слово (логос) же, которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня Отца.
(Иоан.14:23,24)
В этом отрывке Иоанн не использует ЛОГОС как слово записанное, но как то, что Иисус сказал своим ученикам.
Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово (логос) Твое.
(Иоан.17:6)
Иоан. 17:14 поясняет о чем здесь говорит ЛОГОС:
Я передал им слово (логос) Твое; и мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и Я не от мира.
(Иоан.17:14)
Очевидно, речь идет о слове, сказанном Иисусом Его ученикам.
да сбудется слово (логос), реченное Им: из тех, которых Ты Мне дал, Я не погубил никого.
(Иоан.18:9)
Здесь ЛОГОС говорит о только части Писания. Здесь не идет речь обо всём Писании.
Многие же из слушавших слово (логос) уверовали; и было число таковых людей около пяти тысяч.
(Деян.4:4)
Здесь ЛОГОС обозначает Евангелие, которое проповедовали апостолы. Здесь не идет речи о всем Писании.
Когда Петр еще продолжал эту речь (рема), Дух Святый сошел на всех, слушавших слово (логос).
(Деян.10:44)
Слова Петра (РЕМА) здесь рассматриваются как ЛОГОС.
Но не то, чтобы слово (логос) Божие не сбылось: ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля;
(Рим.9:6)
В этом месте слово Божье, судя по всему, обозначает обетования, которые Господь дал Израилю. В Рим. 9:9 показывается именно обетование Аврааму.
А слово обетования таково: в это же время приду, и у Сарры будет сын.
(Рим.9:9)
Одному дается Духом слово (логос) мудрости, другому слово (логос) знания, тем же Духом;
(1Кор.12:8)
Одно из ярких мест, где показывается, что РЕМА не только относится к слову сказанному и ЛОГОС не только к слову написанному именно здесь. В данном месте ЛОГОС используется для обозначения высказанного слова (слова мудрости и слова знания). Много раз различные проповедники указывали на то, что дары слова мудрости, слова знания, пророчества – есть РЕМА Божье к Его народу. Тем не менее, здесь, в этом месте четко указывается, что это – ЛОГОС Божье.
но в церкви хочу лучше пять слов (логоус) сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов (логоус) на незнакомом языке.
(1Кор.14:19)
Далее, использование ЛОГОС как слова высказанного посредством языков видно в 1 Кор. 14:19. Опять оно используется для устного выражения.
Подобные примеры использования ЛОГОС там, где как кажется, должно использоваться РЕМА мы видим и в 1 Кор. 15:2, 1 Кор. 15:54, 2 Кор. 1:18, 2 Кор. 10:11, 2 Кор. 11:6, Гал. 5:14, Гал. 6:6, Еф. 4:29, Еф. 5:6, Кол. 3:17, Кол. 4:6, 1 Фес. 1:5, 1 Фес. 4:18, 2 Фес. 3:14, 1 Тим. 4:12, 1 Тим. 6:3, 2 Тим. 1:13, Тит. 2:8.
Ибо, если через Ангелов возвещенное слово (логос) было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние,
(Евр.2:2)
Здесь мы видим, как ЛОГОС является «возвещённым словом» через Ангелов.
не к трубному звуку и гласу глаголов (рема), который слышавшие просили, чтобы к ним более не было продолжаемо слово (логос),
(Евр.12:19)
Опять ЛОГОС здесь равносильно РЕМА.
Думающие так не знают, что вначале словом (логос) Божиим небеса и земля составлены из воды и водою:
(2Пет.3:5)
А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом (логос), сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков.
(2Пет.3:7)
Когда Бог произнес и небеса были созданы Писание не использует термин РЕМА, но используют термин ЛОГОС. Что это нам показывает? Когда Бог говорит, то мы не можем разделять РЕМА и ЛОГОС.
Другие употребления, кроме высказанного слова
Евангелие
11 Вот что значит притча сия: семя есть слово (логос) Божие;
12 а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово (логос) из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись;
(Лук.8:11,12)
Здесь ЛОГОС подразумевает Евангелие, т.к. оно и есть Слово, поверив в которое они могут спастись.
и не имеете слова Его пребывающего в вас, потому что вы не веруете Тому, Которого Он послал.
(Иоан.5:38)
Слово здесь подразумевает Благую Весть об Иисусе, которую они не хотели принимать и, следовательно, это слово в них не пребывало. Если бы было иначе, то они бы уверовали в Иисуса.
Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове (логос) Моем, то вы истинно Мои ученики,
(Иоан.8:31)
Иисус здесь говорит, что Его ученики должны пребывать в Его слове. И это слово указывает на Евангелие, которое Он им принес. Это было слово, которое говорим им Иисус с момента своего крещения в Иордане.
Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово (логос) Божие, пещись о столах.
(Деян.6:2)
Опять ЛОГОС здесь относится к Евангелию, а не ко всему Священному Писанию. Если мы продолжим чтение этой главы, то увидим, что 12 учеников имели в виду под Словом Божьим в стихе 4:
а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова (логос).
(Деян.6:4)
Здесь речь о Евангелии.
И слово (логос) Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере.
(Деян.6:7)
Как может еще расти Слово Божье если не через Евангелие?
Между тем рассеявшиеся ходили и благовествовали слово (логос).
(Деян.8:4)
Опять слово здесь означает Евангелие.
Деян. 8:14, Деян. 8:25, Деян. 10:36, Деян. 11:1, Деян. 12:24, Деян. 13:5, Деян. 15:7, Деян. 15:35, Деян. 16:6
Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово (логос) со всем усердием, ежедневно разбирая Писания (графе), точно ли это так.
(Деян.17:11)
Здесь ЛОГОС противопоставляется ГРАФЕ – записанному Священному Писанию.
Деян. 19:20, 1 Кор. 14:36, 2 Кор. 2:17, 2 Кор. 5:19, 2 Кор. 6:7, Еф. 1:13, Филип. 1:14, Филип. 2:16, Кол. 1:5, Кол. 1:25, Кол. 3:16, Кол. 4:3, 1 Фес. 1:6, 1 Фес. 1:8, 1 Фес. 2:13, 2 Фес. 3:1, Тит. 1:3, Тит. 1:9, Евр. 5:13, Евр. 6:1, Евр. 13:7, Иак.1:18, 1 Пет. 1:23, 1 Пет. 2:8, Откр. 6:9.
тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь (логос) Божию преданием вашим.
(Матф.15:6)
В данном случае ЛОГОС может означать всю Библию, но по контексту видно, что означает заповеди, которые дал Моисей израильтянам. В стихе 3 Иисус спрашивает почему нарушают заповедь Божью ради их преданий (традиций). И потом Он цитирует одну из заповедей.
как написано в книге слов (логос) пророка Исаии, который говорит: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему;
(Лук.3:4)
Здесь ЛОГОС относится только к 1 стиху из Исаии, о котором говорит Лука, а не ко всему Писанию.
В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
(Иоан.1:1)
Здесь ЛОГОС, без всякого сомнения, обозначает самого Иисуса, как и поясняется в Иоан. 1:14, говоря что Слово стало плотью и обитало с нами.
да сбудется слово (логос) Исаии пророка: Господи! кто поверил слышанному от нас? и кому открылась мышца Господня?
(Иоан.12:38)
Опять, здесь ЛОГОС означает только часть Ветхого Завета – книгу пророка Исаии.
Но да сбудется слово (логос), написанное в законе их: возненавидели Меня напрасно.
(Иоан.15:25)
ЛОГОС здесь, опять, ссылается на часть Ветхого Завета, а не на всё Священное Писание.
Первую книгу (логос) написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала
(Деян.1:1)
ЛОГОС здесь подразумевает то, что написал Лука ранее. Однако, оно не подразумевает всю Библию.
ибо дело оканчивает и скоро решит по правде, дело решительное совершит Господь на земле.
(Рим.9:28)
Здесь опять цитируется Исаия, где он говорит, что Господь скоро исполнит ЛОГОС. О чем говорит Исаия, если его слова были частью Священного Писания? Логично ли здесь заключить, что ЛОГОС здесь подразумевает записанное слово? Наиболее вероятно, что здесь ЛОГОС подразумевает часть Писания или же даже высказанное Слово Божье.
Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших,
(1Фесс.4:15)
Здесь под словом Господним подразумевается, скорее всего, то что Господь открыл Павлу, и оно не было где-то еще записано.
Далее:
1 Тим. 4:5, 1 Тим. 5:17, 2 Тим. 2:9, 2 Тим. 2:15, 2 Тим. 4:2, Титу 2:5, Евр. 4:12, Иак. 1:21-23, 1 Пет. 3:1, 2 Пет. 1:19, 1 Иоан. 1:10, 1 Иоан. 2:5, 1 Иоан. 2:14, Отк. 1:2, Отк. 3:8, Отк. 17:17, Отк. 19:9, Отк. 22:7.
Фразы «Слово Божье» и «Слово Господа»
РЕМА
Слово Божье
Лк. 3:2 – Бог говорил к Иоанну Крестителю в пустыне
Еф. 6:17 – Меч Духа
Евр. 6:5 – вкусить благого слова Божьего
Евр. 11:3 – миры были устроены словом Божьим
Слово Господа
Лк. 22:61 – Петр вспомнил слово Господне о том, что прокричит петух.
Деян. 11:16 – Петр вспомнил слово Господне о Духе Святом
1 Пет. 1:25 – Слово Господне пребывает вовек. Евангелие – это слово.
ЛОГОС
Слово Божье
Мф. 15:6 – слово Божье (заповедь) устраняется преданием (традицией) человеческим.
Лк. 8:11 – семя, которое сеется есть слово Божье
Деян. 6:2 – Апостолы не должны были заниматься раздачей пищи, что приводило бы к тому, что они бы не занимались Словом Божьим (проповедью Евангелия).
Деян. 6:7 – Слово Божье продолжало распространяться (Евангелие)
Деян. 8:14 – Самария приняла слово Божье (Евангелие)
Деян. 11:1 – язычники приняли слово Божье (Евангелие)
Деян. 12:24 – слово Божье (Евангелие) продолжало расти
Деян. 13:5 – они начали провозглашать слово Божье (Евангелие).
Рим. 9:6 – слово Божье в отношении Израиля еще сбудется.
1 Кор. 14:36 – как они узнали слово Божье (Евангелие)
2 Кор. 2:17 – многие повреждают слово Божье (Евангелие)
2 Кор. 4:2 – не искажая слова Божьего (Евангелия)
Филип. 1:14 – проповедуют слово Божье (Евангелие) без страха
Кол. 1:25 – Павел был призван исполнить слово Божье (проповедовать Евангелие)
1 Фес. 2:13 – Фесалоникийцы приняли слово Божье (Евангелие)
1 Тим. 4:5 – пища освещается словом Божьим и молитвой
2 Тим. 2:9 – слово Божье (Евангелие) не возможно запереть в тюрьме
Титу 2:5 – слово Божье (Евангелие) не должно быть в бесчестии
Евр. 4:12 – слово Божье есть живое и действенное
Ев. 13:7 – помнить своих наставников в Слове, которые вам проповедовали это Слово
1 Пет. 1:23 – мы рождены свыше посредством живого и пребывающего слова Божьего (Евангелия)
2 Пет. 3:5 – посредством слова Божьего небеса и земля составлены из воды
1 Иоан. 2:14 – слово Божье пребывает в юношах
Отк. 1:2 – Иоанн свидетельствует о слове Божьем
Отк. 6:9 – некоторые были убиты из-за слова Божьего (Евангелия)
Слово Господа
Деян. 8:25 – они свидетельствовали и проповедовали слово Господа
Деян. 15:35 – Павел и Варнава учили и проповедовали слово Господа
Деян. 19:20 – слово Господа (Евангелие) мощно росло
1 Фес. 1:18 – слово Господа (Евангелие) распространилось от Фессалоникийцев
1 Фес. 4:15 – Павел говорил к ним слово Господа
2 Фес. 3:1 – Фессалоникийцы должны были молиться за Павла, чтобы слово Господа (Евангелие) распространялось и дальше
Один из ярких моментов, показывающих, что РЕМА и ЛОГОС являются синонимами мы можем видеть в данном примере, связанном с тем, что предрек Иисус Петру в отношении его отречения:
И вспомнил Петр слово (рема), сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И выйдя вон, плакал горько. (Матф.26:75) | Тогда петух запел во второй раз. И вспомнил Петр слово (рема), сказанное ему Иисусом: прежде нежели петух пропоет дважды, трижды отречешься от Меня; и начал плакать. (Мар.14:72) | Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра, и Петр вспомнил слово (логос) Господа, как Он сказал ему: прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды. (Лук.22:61) |
Очевидно, и РЕМА и ЛОГОС могут означать пророческое слово.
Еще один интересный пример того, что РЕМА и ЛОГОС имеют схожее лексическое значение, мы видим в следующих отрывках в отношении Слова Божьего:
и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово (рема) Божие. (Еф.6:17) | Ибо слово (логос) Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. (Евр.4:12) |
Оба этих отрывка описывают Слово Божье, как меч. При этом, в Ефесянах используется РЕМА, а в послании к Евреям – ЛОГОС. Должны ли мы теперь сделать вывод, что есть два разных меча – Слова Божьего? Очевидный ответ – нет. Речь идет об одном и том же мече. И разница между РЕМА и ЛОГОС не достаточная, чтобы оправдать создание двух разных категорий для меча Божьего.
После всего, что изложено выше в отношении использования РЕМА и ЛОГОС, следует заключить, что нет причин, использовать термин РЕМА только в отношении сказанного Слова Божьего и ЛОГОС в отношении только лишь написанного Слова Божьего. Оба этих слова могут использоваться в различных значениях. Поэтому, то, что написал Дерек Принс в гл. 4 своей книги не является корректным.
Далее, посмотрим на некоторые его заявления, приведенные в данной главе:
«Многие люди хотят иметь веру, борются за обретение веры, ищут её везде, но не находят её, потому что ищут её не там. Они не открыли для себя секрета получения веры. Вера приходит от слышания Божьего голоса.»
Дерек Принс прав в том, что вера приходит от слышания Божьего голоса. При этом, согласно Рим. 10:17: вера от слышания, а слышание от слова Божьего. Без слышания голоса Божьего в нашей жизни, наша вера не станет сильнее. Вопрос лишь в том, как и где мы этот голос можем слышать?
Мы слышим голос Божий в Его откровении – Священном Писании. Оно обращается к нам постоянно как только мы принимаем решение в него погрузиться через его чтение и изучение. Если мы являемся Его овцами, то мы будем слышать голос нашего Пастыря (Иоан. 10:27). И этот голос будет звучать к нам когда мы будем вникать в Его Слово. И по мере того, как мы будем слышать и внимать Слову Божьему наша вера будет созидаться и укрепляться.
«Поэтому разум Божий приходит к нам в нашу реальность в слове “рема” – в слове, произнесенном нам; в слове, которое становится нашим личным откровением. Мы не можем познать Божье слово “логос”, разум Божий, замыслы Божьи до тех пор, пока Бог не проговорит свое слово, и оно не станет “рема”.»
Согласно тому, что написал Дерек, Бог должен к нам лично проговорить свое слово, тогда мы сможем это слово познать. По его словам, мы должны получить личное откровение через произнесенное слово и таким образом разум Божий прийдет к нам в нашу реальность. Получается, возникает разделение и ложное представление, что устное откровение действует, а письменное нет. Но Писание нам свидетельствует о самом себе следующее:
Ибо слово Божие (логос) живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные.
(Евр.4:12)
Священное Писание – уже произнесенное Богом слово. Это откровение, которое уже нам дано и которое мы должны изучать, стремиться постичь. Заявление Дерека, что мы не можем познать разум Божий пока Бог не проговорит свое слово к нам беспочвенно.
Апостол Павел пишет:
Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога,
(1Кор.2:12)
И далее:
14 Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
15 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.
16 Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.
(1Кор.2:14-16)
Заметьте, те, которые приняли Духа от Бога имеют ум Христов. Мы приняли Духа Святого чтобы знать то, что Бог нам даровал. В этом – Его воля.
потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом (логос) и всяким познанием, —
(1Кор.1:5)
Более того, мы не должны относиться к Слову Божьему, как к чему-то неживому. Давайте не будем забывать, что Слово Божье это не «оно», а «Он» (Иоан. 1:1).
На самом деле, вера, что Слово высказанное имеет большую силу, чем Слово записанное не имеет библейского основания. Нет ни одной причины нам дожидаться, когда мы субъективно ощутим, что «пришло РЕМА» вместо того, чтобы углубиться в изучение ЛОГОС и дать Духу Святому открыть нам то, что Он пожелает в этом процессе. К тому же, тот, кто не знает ЛОГОС может неправильно истолковать и понять то, что он посчитает РЕМА. Соответственно, у нас есть выбор – ждать когда «Бог проговорит» и мы «получим РЕМА» или же вникать в ЛОГОС и учение (1 Тим. 4:16) и через это, под воздействием просвящения от Духа Святого, познавать волю Божью, Его мысли и замыслы. Очевидно, что второй вариант действий имеет библейское основание.
«Вера приходит от слышания, а слышание от слова “рема” Божьего, от слышания слов Христа. Если Бог не проговорит слово, то мы не сможем услышать его. Мы не можем слышать “логос”, оно вечно, это весь разум Божий на небесах. Но мы можем слышать “рема”, которое приносит небольшую часть всего Божьего разума, Его мысли. Ту часть, в которой лично мы нуждаемся в данный момент. И от слова “рема” появляется вера.»
На самом деле Бог уже проговорил к нам в Его Сыне:
1 Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках,
2 в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил.
(Евр.1:1,2)
В Евр. 1:2 слово «говорил» на языке оригинала ἐλάλησεν (элалесен от глагола «говорить» — λαλέω- лалео) стоит в изъявительной форме, действительном залоге в прошедшем времени аорист, что означает что действие завершилось в прошлом. То есть, Бог не просто «говорил нам в Сыне», но «сказал нам в Сыне». Таким образом, у нас уже есть то, что Бог хотел нам сказать. И несмотря на то, что ЛОГОС пребывает на небесах, в то же самое время мы можем его читать и слышать в виде Священного Писания. И Дух Святой дает нам понимание имеющегося у нас Слова Божьего по мере того, как мы прилагаем усердие к его изучению. Это происходит посредством просвещения и является духовным действием Божьим (Еф. 1:18, 2 Кор. 4:6).
«Надеюсь, я никого не обижу, Библия не говорит, что вера приходит от чтения Библии. Хотя многие люди думают, что вера приходит от чтения Библии. Давайте будем честными, очень часто когда вы читаете Библию, у вас не появляется от этого вера. Вы просто читаете черные буквы на белой бумаге, и вы можете читать Библию часами, но веры у вас от этого не прибавляется ни на чуточку.»
Тут хочется сказать так: «смотря как читать Библию». Если не прилагать к этому делу своего сердца, не стремиться уразуметь, постигнуть о чем говорит Писание в том или ином месте, если не изучать Слово усердно, то такое чтение, скорее всего, будет малополезным. Однако, если кто с молитвой и усердием будет «вникать в закон совершенный, закон свободы, и пребывать в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии» (Иак. 1:25).
Очевидно автор статьи просто не понял значения слова РЕМА и ЛОГОС, по этому сделал выводы о некорректности высказываний Дерека Принса. Дело не в том, что написано или что высказано. Дело в том, что из написанного ожило в вашем сердце, то, что явилось для вас откровением на данный момент. Это и есть РЕМА. Вся библия яаляется ЛОГОС, так как это то, что Бог через пророков и апостолов объединил в книгу, через корорую Бог может говорить с нами. Это суть Бога. Многие люди читают библию просто как историческую книгу, о жизни еврейского народа или о жизни Иисуса Христа на земле, и это абсолютно не влияет на их жизнь и веру. И только когда Бог открывает то или иное место из Писания, когда оно оживает в сердце, становится откповением — только тогда эти слова становятся РЕМА, котрые возгревает веру в человеке, дают свободу от греха, приносят мир и покой, изменяют характер и судьбу и меняют жизнь человека вцелом.
Алексей, похоже Вы не поняли суть статьи. Повторюсь: Рема и Логос являются, взаимозаменяемыми терминами, использованными в Писании. Это вполне подробно показано в статье и полностью соответствует Библии. Бог говорит к нам через Его Писание. Те, кто получили дар спасительной веры от Бога, слушают Его. Те, кто этот дар не получил — читают Писание как какую-то книгу. Бог посредством Духа Святого просвещает верующего, т.е. даёт ему/ей понимание значения тех или иных мест Священного Писания, а также учит как их применить в своей жизни. Заявление Дерека Принса «Если Бог не проговорит слово, то мы не сможем услышать его. » является вводящим в заблуждение. Верующие уже имеют слово, проговорённое Богом и данное нам в виде Священного Писания. Им не нужно ждать еще какого-то «дополнительного откровения» с небес для того, чтобы в что-то поверить и начать поступать в соответствии с этой верой. Нет никакой нужды нам ждать какого-то дополнительного Рема, чтобы начать быть послушными Господу. В этом — суть.
Михаил, Вы сами себе противоречите. Если, как Вы утверждаете, «Бог говорит к нам через Его Писание. Те, кто получили дар спасительной веры от Бога, слушают Его.» — это и есть то, о чем говорит Дерек Принс «Если Бог не проговорит слово, то мы не сможем услышать его».
Михаил, Вы ВСЕГДА понимали ВСЕ что написано в библии?
Алексей, в Евангелии от Матфея Иисус говорит:
18 И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле.
19 Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа,
20 уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.
(Матф.28:18-20)
Что именно Он еще должен нам проговорить чтобы нам начать слушаться Его и выполнять что Он повелел делать? Если мы возрожденные Им и Дух Святой пребывает в нас, то мы имеем способность понимать Его и слушаться. Дух Святой просвещает нас, открывая понимание того или иного места в Библии. Подробнее об этом можно прочесть здесь — https://mikhailchirkov.kz/2019/05/26/%d1%83%d1%87%d0%b8%d1%82-%d0%bb%d0%b8-%d0%b1%d0%b8%d0%b1%d0%bb%d0%b8%d1%8f-%d0%bf%d1%80%d0%b5%d0%ba%d1%80%d0%b0%d1%89%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d1%8e-%d0%b4%d0%b5%d0%b9%d1%81%d1%82%d0%b2%d0%b8%d1%8f-%d0%b4/
Как вы понимаете это место из Писания:
[Флп.2:12-13] Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по [Своему] благоволению.
Особенно 13 текст?
Спасибо Вам огромное, статья шикарная!! Сам очень увлекаюсь симантикой и этимолонией, и очень осознаю невероятную важность и значение такого рода статей в толкование и интерпритацию Слова!!!
Если чесно это моя любимая тема, я очень серьёзно отношусь в понимании важности и значении этих двух терминов!! Их нельзя разделить или умалить что то ОДНО, вылеляЯ важность другого, ЭТО И ЕСТЬ ОБРЮДООСТРЫЙ МЕЧЬ!!! И ЭТИ ДВА ТЕРМИНА ВСЕГДА РАБОТАЮТ В ЕДИНСТВЕ КАК ОДНО ЦЕЛОЕ…..
ЕЩЁ РАЗ ОГРОМНОЕ СПАСИБО ЗА ВАШ ТРУД, СТАТЬЯ НЕВЕРОЯТНО ИНФОРМАТИВНА И ВАЖНА!!!
С НЕТЕРПЕНИЕМ БУДУ ЖДАТЬ ДРУГИХ ВАШИХ РАБОТ.. ВАШ ДАР И ТРУД НЕВЕРОЯТНО ВАЖЕН, ПОЖАЛУЙСТА ПРОДОЛЖАЙТЕ ПУБЛИКОВАТЬ СВОИ ТРУДЫ И ПОНИМАНИЯ!!!
Михайл спасибо. Бог тоже мне дал понимание такое. Поддерживаю тебя.
Спасибо за статью, очень познавательно и убедительно. Являясь пятидесятническим служителем, хорошо знаком с книгами Дерека Принса. Да, он знает древнегреческий на уровне университетского преподавания и, кроме того, имел большой опыт в этом (как он сам об этом рассказывал в автобиографии). Проблема в том, что аттический диалект древнегреческого отличается от языка «Нового Завета», который был написан на так называемом «койне диалектос». Как говорит Павел Тогобицкий ( преподаватель койне и соавтор перевода учебника » У. Маунс Учебник древнегреческого языка Нового Завета» ) не допустимо со словарями классического древнегреческого подходить к переводу новозаветнего древнегреческого по той причине, что смысл некоторых слов в койне — другой. Возможно, в случае с «рема» и «логос» это и проявилось в аргументации Д. Принса.
Михаил, добрый вечер! Мне понравилась ваша статья, достойный разбор. Пусть Господь наш и Спаситель Иисус Христос благословит вас на всякое доброе дело и даст вдохновение радовать толковыми разборами. Несколько лет «борюсь» с братьями и сёстрами, которые, кто под влиянием Принса, кто под влиянием Шевченка, перестали читать Священное Писание. Таковые мнят себя духовными и не понимают, что духовные практики а-ля Ивана Раймера не могут заменить преданное чтение Писания с рассмотрением Истины, которая там находится. Вот ваше толкование этих слов отлично показывает, что духовная практика и духовное познание всегда идут рядом, при этом наш опыт обязан быть под контролем Слова Божьего. Так что примите от меня доброе слово и моральную поддержку в этом вопросе во имя Господа нашего Иисуса Христа!
Что означает «В начале было Слово»?
Сотворение мира. Фреска в церкви Успения Богородицы, Родос
Источник: сайт церкви
Попробуйте поспрашивать знакомых: с каких слов начинается Библия? Многие в ответ на этот вопрос по ошибке называют фразу «В начале было Слово», первые слова Евангелия от Иоанна. Это не удивительно: ведь упомянутые слова Иоанна у всех на слуху, их приводят даже в школьных учебниках, чтобы показать, насколько велик дар слова, которым обладает человек. Но это ли хотел сказать Евангелист? Давайте разберемся вместе по толкованию на Евангелие от Иоанна, написанному современным православным богословом и просветителем.
В первых пяти стихах Евангелия от Иоанна в кратких поэтических формулах изложены основополагающие догматы христианской веры, которые на страницах этого Евангелия будут последовательно раскрываться. Прежде всего, в них утверждается сущностное равенство между Богом и Его Словом. Божественное Слово — не одно из творений Божиих, появившихся по воле Бога во времени. Оно вневременно, искони присуще Богу и Само является Богом.
В первых пяти стихах пролога перед нами — целая серия богословских утверждений, каждое из которых (за исключением самого первого) связано с предыдущим, вытекает из него и дополняет его. Ключевые богословские понятия — начало, Слово, Бог, жизнь, свет — нанизываются на один и тот же смысловой стержень. Центральным в данной цепочке высказываний является утверждение о том, что «Слово было Бог». Именно это утверждение можно считать ключом к пониманию всего четвертого Евангелия.
Глагол εἰμί («быть»), упротребленный шесть раз в прошедшем времени, указывает здесь на вечное — вневременное или до-временное — бытие[1]. Трижды употребленный глагол γίγνομαι («начинать быть», «рождаться»), напротив, указывает на начало истории мира во времени. Этим сразу же проводится четкая онтологическая грань между вечным бытием Слова, не имеющего начала, и бытием «всего», получившего начало от Слова и имеющего временный характер.
Буквальный перевод первой фразы пролога звучит так: «В начале было Слово, и слово было к Богу (καὶ ὁ λόγος ἦν πρὸς τὸν θεόν), и Слово было Богом (καὶ θεὸς ἦν ὁ λόγος)». Предлог πρός («к») указывает не столько на принадлежность, сколько на направление движения, потому выражение πρὸς τὸν θεόν скорее означает «к Богу», чем «у Бога». Оно показывает на изначальную, предвечную обращенность Слова Божия к Своему источнику — Богу. Фраза «Оно было в начале у Бога» является смысловым повтором, замыкающим первое богословское утверждение Иоанна: Слово Божие изначально было у Бога, Оно не появилось в какой-то определенный момент времени или на каком-то этапе истории, Оно существовало всегда, неотъемлемо от Самого Бога.
Слова «В начале было Слово» (Ἐν ἀρχῇ ἦν ὁ λόγος) перекликаются с первыми словами Книги Бытия: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1). Некоторые ученые считают весь пролог Евангелия от Иоанна комментарием на первые пять стихов Книги Бытия[2]. Сравнение пролога с греческим переводом Книги Бытия показывает определенное терминологическое сходство[3], которое вряд ли случайно.
Однако, если автор Книги Бытия повествует о сотворении мира, ничего не говоря о том, что было до этого, то Иоанн начинает с того, что предшествовало сотворению мира: с вечного Слова, Которое было в начале у Бога и Которое было Богом. Если в Книге Бытия термин «начало» относится к сотворению мира, то в Евангелии от Иоанна он указывает на вечность, предшествовавшую появлению времени.
Параллелизм между первой главой Книги Бытия и прологом Евангелия от Иоанна не исчерпывается терминологическим сходством. За этим внешним сходством просматривается желание автора четвертого Евангелия напомнить читателю о том, с чего началась человеческая история. А она началась с того, что Бог сотворил человека по Своему образу и подобию, но человек через грехопадение отпал от божественного света, был изгнан из рая, оказался во тьме грехов и страстей. Драма человеческой истории началась с грехопадения, но в конце этой драмы Сам «Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1:9), принимает на Себя человеческую плоть и вступает в сражение с силами тьмы, которая не способна объять его[4].
Почему Иоанн по отношению к Сыну Божию употребляет термин «Слово» (λόγος), редко встречающийся у других авторов? В аналогичном значении мы находим его только в прологе Евангелия от Луки, где говорится об «очевидцах и служителях Слова» (Лк 1:2). В апостольских посланиях, за исключением Иоанна, этот термин чаще относится к Священному Писанию Ветхого Завета (например, Еф. 6:17) или учению Иисуса (Кол. 3:16) и лишь в редких случаях может быть истолкован как указывающий на Самого Иисуса, Сына Божия. Один из таких возможных случаев — Второе послание Петра, где говорится о том, что «вначале Словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою... А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков» (2 Пет. 3:5, 7).
Употребление Иоанном термина «Слово» иногда связывают с влиянием греческой философии и Филона Александрийского. В греческой философии, начиная с Гераклита, термин «логос» (буквально означающий не только «слово», но и «смысл», «понятие») использовался применительно к вечному закону, определяющему бытие всех вещей, всеобщей целесообразности и осмысленности, лежащей в основе мироздания. <…>
При этом остается недоказанным существование прямой связи между Филоном и ранним христианством. На вопросы о том, мог ли Филон быть знаком с христианскими идеями и мог ли Иоанн Богослов заимствовать свою терминологию у Филона, напрашиваются отрицательные ответы[5]. Вместе с тем можно говорить об общем корне, из которого проистекают многие идеи Филона и Иоанна Богослова: этим корнем является Ветхий Завет, в особенности повествование Книги Бытия о сотворении мира[6], которое Филон подробно комментирует. Все образы, используемые Филоном, заимствованы им из Ветхого Завета; для автора четвертого Евангелия, как и для Самого Иисуса, Ветхий Завет также является первоисточником, к которому он постоянно обращается.
Истоки учения Иоанна о Логосе можно найти в ветхозаветной традиции, а именно, в упоминаниях о Слове Божием у пророков, в псалмах, в исторических и учительных книгах Библии. Согласно Ветхому Завету, Слово Господа пребывает вечно (Ис. 40:8), оно навеки утверждено на небесах (Пс. 118:89). Оно является той силой, посредством которой Бог управляет природой и всем мирозданием: «Посылает слово Свое на землю; быстро течет слово Его; дает снег, как вóлну; сыпет иней, как пепел; бросает град Свой кусками; перед морозом Его кто устоит? Пошлет слово Свое, и все растает; подует ветром Своим, и потекут воды» (Пс. 147:4–7). Слово Господа не подобно слову человеческому: оно подобно огню или молоту, разбивающему скалу (Иерем. 23:29). Слово Божие никогда не возвращается к Богу тщетным (Ис. 55:11); ни одно слово Божие не остается неисполненным (Нав. 21:45; 23:14–15). Слово Божие действует без промедления: «Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось» (Пс. 32:9). Слово Божие обладает целительной силой (Пс. 106:20). В то же время, всемогущее слово Божие, как грозный воин с мечом в руках, является инструментом Божиего суда и наказания (Прем. 18:15–16).
Слово Божие связано с Духом Божиим: «Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня» (2 Цар. 23:2). При сотворении мира Слово и Дух действуют совместно: «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его все воинство их» (Пс. 32:6). Этот стих псалма привлек особое внимание христианских толкователей, которые увидели в нем указание на участие Слова Божия и Святого Духа в сотворении мира.
Еще одной параллелью к учению четвертого Евангелия является образ Премудрости Божией в иудейской литературе Премудрости[7]. На эту связь обращают внимание многие исследователи[8]. Иногда Премудрость описывается в Библии как одно из качеств Бога: «у Него премудрость и сила, Его совет и разум» (Иов 12:13), «у Него могущество и премудрость» (Иов 12:16), «дивны судьбы Его, велика премудрость Его» (Ис. 28:29). Однако в трех библейских книгах — Притчей Соломоновых, Премудрости Соломона и Премудрости Иисуса, сына Сирахова — Премудрость предстает как сила Божия, наделенная чертами живого духовного существа:
Здесь Премудрость представлена как присущая Богу изначально творческая сила, которая «искони» пребывала с Богом и участвовала в процессе сотворения мира. Она также служила связующим звеном между Богом и людьми. О том, что Премудрость присуща Богу от века, не имеет начала и конца, что она была помощницей Бога при сотворении мира и человека, говорится и в других библейских книгах (Прем. 9:1–2, 9; Сир. 24:1–10). Это сближает Премудрость со Словом Божиим, как оно представлено в Ветхом Завете.
Об участии Слова Божия в сотворении мира говорят слова Евангелиста: «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1:3) и «мир чрез Него начал быть» (Ин. 1:10). Эти слова перекликаются с цитированным стихом псалма о сотворении небес Словом Господа (Пс. 32:6), а также с приведенными словами из Книги Притчей о Премудрости как изначально присущей Богу созидательной силе (Притч. 8:22–31).
Выражение «что начало быть» (ὃ γέγονεν) стоит на стыке двух фраз. В наиболее древних рукописях разделительный знак, соответствующий современной точке, поставлен не после него, а перед ним: соответственно, по смыслу оно относится не к тому, что ему предшествовало, а к тому, что за ним следует. В этом случае текст должен быть переведен следующим образом: «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть. То, что начало быть в Нем, было жизнью (ὃ γέγονεν ἐν αὐτῷ ζωὴ ἦν)». Такому пониманию следовали некоторые древние толкователи[9]. Однако Иоанн Златоуст считал это понимание неправильным и еретическим, поскольку им пользовались те, кто, отрицая божество Святого Духа, видел в слове «жизнь» указание на Духа: «После слова “ничто” мы не будем ставить точку, как делают еретики. Они, желая доказать, что Дух Святой есть тварь, читают так: “что начало быть, в нем была жизнь”. Но в таком чтении нет смысла»[10].
«И жизнь была свет человеков». Свет — важнейшее понятие, которое вводится Иоанном по отношению к Сыну Божию. Тема света станет центральной в его Евангелии и во всем корпусе его писаний: в 11-й главе настоящей книги мы остановимся на ней более подробно.
Слова Евангелиста о том, что «в Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков», перекликаются со словами Псалмопевца: «Ибо у Тебя источник жизни; во свете Твоем мы видим свет» (Пс. 34:10). Связь между жизнью и светом подчеркивается и в ряде других ветхозаветных текстов, например: «Ибо Ты избавил душу мою от смерти... чтобы я ходил пред лицем Божиим во свете живых» (Пс. 55:14); «Вот, все это делает Бог два-три раза с человеком, чтобы отвести душу его от могилы и просветить его светом живых» (Иов. 33:29–30).
Жизнь — одно из ключевых понятий Иоанновского корпуса. В Евангелии от Иоанна Иисус говорит о Своем Отце как источнике жизни и о Самом Себе как источнике жизни: «Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе» (Ин. 5:26). О Себе Он также говорит: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин. 10:10). Под жизнью здесь понимается то, что во многих других случаях в Евангелиях обозначается понятием «жизнь вечная». Это не просто жизнь в ее временном, земном измерении: это то вечное бытие, для которого Бог создал людей. «Жизнь вечная» на языке Евангелий синонимична «Царству Небесному». Сын Божий, как и Бог Отец, является источником жизни: Он дает жизнь верующим в Него (Ин. 10:28). Своим ученикам Иисус говорит: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек» (Ин. 11:25-26). Приобщение к жизни и избавление от смерти ставится здесь в прямую зависимость от веры в Иисуса как Сына Божия.
В словах «и тьма не объяла его» тьма выступает не просто как отсутствие света, но как «агрессивная сила, которая противостоит свету и стремится одолеть его. Тем не менее, свет животворной силы Божией не подавляктся тьмой»[11].
В четвертом и пятом стихах пролога повествование из сферы вечного бытия переходит туда, где будет разворачиваться действие евангельской истории: в мир, населяемый людьми. Именно в этот мир нисходит божественный Свет, и тьма, которая некогда поглотила первого человека Адама, не поглощает его.
Источник: Митрополит Волоколамский Иларион. Евангелие от Иоанна: Исторический и богословский комментарий
[1] См.: Bernard J. H. A Critical and Exegetical Commentary on the Gospel according to St. John. Vol. 1. P. 2.
[2] Borgen P. Philo, John and Paul. P. 76–80. Ср.: Borgen P. Logos Was the True Light. P. 109–113.
[3] Evans C. A. Word and Glory. P. 78.
[4] Hengel M. The Prologue of the Gospel of John. P. 276.
[5] Ср.: Keener C. S. The Gospel of John. Vol. 1. P. 343–347.
[6] Evans C. A. Word and Glory. P. 112–113.
[7] Под «литературой Премудрости» понимаются семь библейских книг: Иова, Псалтирь, Притчи Соломоновы, Экклезиаст, Песнь Песней, Премудрость Соломона и Премудрость Иисуса сына Сирахова (последние две не включены в еврейский канон).
[8] См., в частности: Rochais G. La formation du Prologue (Jn. 1. 1–18). P. 173–182; Keener C. S. The Gospel of John. Vol. 1. P. 352–355.
[9] Ashton J. Understanding the Fourth Gospel. P. 152; Aland K. Synopsis quattuor Evangeliorum. P. 1.
[10] Иоанн Златоуст. Толкование на Евангелие от Иоанна 5, 1 (PG 59, 53). Рус. пер.: С. 43.
[11] Painter J. “The Light Shines in the Darkness...”. P. 45.