Медицина Древней Греции (е N1—II тыс. до н.э.) начинается с крито-микенского периода, который известен не столько данными о народной медицине на рубеже общинного и рабовладельческого этапов истории, сколько сведениями о высоком уровне санитарного благоустройства в городах (особенно на острове Крит), влиянии на образ жизни и, естественно, врачевании с многочисленными теургическими ритуалами, осуществляемыми жрецами при лечении заболеваний.
Гораздо более полные сведения были получены в XII—IX »и. до н.э., главным образом из памятников культуры и литературы. Здесь прежде всего нужно назвать поэмы «Илиада» и «Одиссея» Гомера, слепого поэта, воспевшего, в частности, осаду греками г. Трои (начало XII в. до н.э.). Гомер упоминает о целой семье врачей во главе с Асклепием (и латинской версии - Эскулапом), позже его обожествили и возвеличили как бога врачевания (рис. 3.1). Асклепия обычно изображают в виде старца с посохом, обвитым змеей, и чашей — символом мудрости, которые известны из истории медицины восточных государств (рис. 3,2). У Асклепия все дети - врачи, его ученики. Гигиеи (отсюда название иелой отрасли медицины — гигиены) — богиня здоровья (рис. 3.3); Панакея или Панацея - богиня лечения (рис. 3,4), мы бы сказали, терапевтического, от всех болезней (ставшего нарицательным — «Панацея»); Махаон и Полидарий, занимавшиеся в основном хирургией, прославились как военные врачи. Их работу высоко ценили, Гомер, к примеру, писал: «Стоит многих воителей славных один врачеватель искусный. Вырежет он и стрелу, и рану присыплет лекарством». По древнегреческим мифамврачеванию самого бога солнца Аполлона - врача богов, отиа Аск- лепия и его самого обучал кентавр Хирон, В «Илиаде» Гомер так описал эпизод хирургического лечения царя Менелая Махаоном: «Язвину врач осмотрел, нанесенную горькой стрелой, выгнал кровь и, искусный, ее врачествами (лекарствами. - Ю.Л.) осыпал, силу которых его Хирон открыл дружелюбный».От имени Асклепия произошли названия лечебниц при храмах - Асклепионы, в которых жрецы лечили пациентов, прибегая к внушениям, даже гипнотическим воздействиям, молитвам, заклинаниям, толкованию снов пациента, впавшего в гипнотический сон, подчас и используя лечебные травы и другие средства. Кроме этих религиозных учреждений, врачи-ремесленники, ученики семейных врачебных школ, все более становящиеся светскими медиками, избавляющиеся от влияния религиозных предписаний, обрядов, организовывали для приема больных своего рода амбулаторные учреждения — атрейи, которые декорировались, если позволили средства, произведениями искусств, В атрейях хранились и хирургические, и другие инструменты. Врачей-жрецов, принимающих больных в аск- лепионах, называли асклепиадами. Пациенты в знак благодарности и признательности за лечение приносили в асклепионы слепки больных органов или частей тела из гипса, мрамора и подчас, как гонорар, из серебра и золота (рис. 3,5). Сегодня по ним можно судить о характере анатомических знаний того времени. Интересно, что сво
его рода истории болезни записывались прямо на колоннах храмов, где развешивали и слепки больных органов.

Ф, Энгельс писал, что в Греции «диалектическое мышление выступает еще в первобытной простоте*, природа рассматривается как единое целое, всеобщая связь явлений не доказывается в подробностях, обстоятельствах — она просто выступает как результат созерцания. Он отмечал, что недостаток греческой философии - в отсутствии расчленения, анализа, но это рассмотрение природы в целом является и преимуществом греческой философии перед метафизикой. У греков в зародыше возникли почти все позднейшие типы мировоззрения. «Поэтому и теоретическое естествознание, если оно хочет познакомиться с историей возникновения и развития своих современных общих теорий, должно возвратиться к грекам» (Старое предисловие к «Антидюрингу», 1878 г.). Греческие философы разных школ и направлений рассматривали происхождение всего физического мира и психического душевного мира человека из элементов космоса, находящегося в вечном движении. Из великих философов Фалес (625-547 гг. до н.э.) считал первоматерией воду, Анаксимен (585—525 гг. до н.э.) - воздух, Анаксимандр (610- 546 гг. до н.э.) — какую-то «неопределенную материю» («апеЙ- рон»), Левкипп (500-440 гг, до. н.э.) сказал, что первоматерией являются невидимые мельчайшие частипы - атомы, целое учение о движениях и превращениях которых затем развил Демокрит (460- 371 гг. до н.э ). Эти философы обосновывали хотя и в «первобытной простоте», по словам Ф. Энгельса, но диалектическое материалисти
ческое учение, особенно ярко проявит несся у Гераклита (544-483 гг. до н.э.), проповедовавшего непрерывное движение материи как формы существования вещей («Солнце, — утверждал философ, — не только каждый день новое, но непрерывно новое», «нельзя дважды вступить в один и тот же поток» и т.п.). Наиболее просвещенным из философов периода Перикла в Греции был Сократ (470-399 гг. до н.э.). Хотя он и не написал ни единого труда, его ученики донесли до нас учение великого мыслителя, больше ориентированное на идеи материализма, нежели на идеалистические представления. «В эпоху Перикла, — писал К. Маркс, - ... Сократ, которого можно назвать олицетворением философии, искусства и риторики, вытеснил религию (К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч., 2-е изд. Т. I. С. 99).
Эмпедокл из Сицилии (492-432 гг. до. н.э.) пытался соединить в одно учение представления названных и других философов. Он учил: «Мир первичен, начало всех вещей - материя, единое однородное, имеющее первоначально сферическую форму. Из этой материи образовались 4 стихии: огонь, воздух, земли и вода, которые сначала были в единстве, но впоследствии разделились...» Саму стихию Эмпедокл представлял себе первоначально состоящей из мельчайших неделимых телец или атомов, «из которых все возникает и в которые все снова превращается силою противоположных начал...»1. Философы первой материалистической линии таким образом стремились отыскать начало всех вещей не в божественной воле, а в физической природе. В отличие от этих философов, исходивших из материи как первоосновы сущего, другие великие умы Греции, прежде всего Пифагор и Платон полагали первичным — нематериальное начало; Пифагор (570-497 гг. до н.э.) к нему относил мир мистических чисел и звуков, Платон (427—347 гг. до н.э.) — представления о мире.