Эсхатология — учение о конце времени , - завершение истории человечества.

1

Павел пишет: «Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут» (1 Фес.5:3).

Давайте обсудим вопрос о "последних днях" в истории человечества. Если понимать Библию буквально, то надо ожидать, что в последние дни "...небеса с шумом прейдут, стихии..., разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят" (2Пет. 3:10). В Библии также говорится, что "солнце померкнет, луна не даст света своего, и звезды спадут с неба" (Матф. 24:29). Далее предсказывается, что "...Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые... воскреснут... Потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе..." (1Фес. 4:16,17).

Как нужно понимать эти предсказания: буквально или символически, подобно многим другим важным местам в Библии? 

Попытаемся дать ответ на эти вопросы, основываясь на понимании истории человечества.

  • Как она началась?
  • В каком направлении движется? 
  • Какова ее конечная цель?

I. Значение Последних дней

А. Начало и цель истории человечества

Каким бы стал мир, если бы, пребывая в Эдемском саду, Адам и Ева последовали заповеди Бога? Став совершенными людьми, они создали бы идеальную семью, произвели бы на свет детей добра, их мысли и поступки были бы сосредоточены на Боге и они построили бы общество, страну и мир, которыми управляло бы только добро. Такой мир был бы Царством Небесным на земле. Тогда жизнь людей, их семьи, история человечества и весь мир стали бы воплощением добра. Ведь согласно изначальному замыслу провиденциальной истории следовало быть историей добра.

Но, совершив грехопадение, первые мужчина и женщина не смогли стать истинными людьми, воплощающими Божественную природу; воплотив зло, они произвели на свет детей, несущих на себе печать первородного греха, в результате чего образовались семьи, общество и мир зла. Мыслями и поступками падших людей стал владычествовать сатана. Так этот мир превратился в ад на земле, полный греха и страданий, а всякая история - личности, семьи, народа, государства, мира - стала воплощением конфликтов, греха и зла.

Б. Значение Последних дней

Согласно изначальному провидению, содержание истории должно было составлять только добро, но из-за грехопадения человеческая история началась со зла. Мог ли Бог оставаться безучастным и предоставить истории развиваться без Своего вмешательства? Нет. В ходе истории спасения Бог обязательно осуществит Свой изначальный замысел (Ис. 46:11). Несмотря на то, что человеческая история началась как история греха и зла, Бог продолжал трудиться ради осуществления цели творения, в результате чего она стала историей провидения восстановления утраченной цели творения. Ее конечной целью стало вытеснение истории зла изначально задуманной историей добра. Последние дни - это время, когда мир зла, находящийся во власти сатаны, наконец преобразуется в идеальный мир Божьего владычества. Последние дни - это время, когда падший мир, или ад на земле, преобразуется в Царство Небесное на земле, представляющее собой воплощение цели творения.

Таким образом, вопреки традиционным представлениям конец света не может быть периодом сверхъестественных бедствий, напротив, это время, когда наступит идеальный мир, к которому от сотворения мира страстно стремилась изначальная природа человека, это время радости. Иными словами, конец света означает окончание истории зла и предвещает начало новой эры, эры добра, эры надежды. Но поскольку Бог не может создать добро и Небесное Царство, сохранив зло и ад, в последние дни обязательно произойдет Страшный суд, который уничтожит грех и зло. Как будет показано ниже, это будет суд словом Бога. Таким образом, причастные ко злу люди должны ожидать последних дней со страхом, а те, кто искренне повинуется воле Бога, - с надеждой.

В. Последние дни уже были неоднократно

Отдавая все Свое страждущее Сердце и Свою любовь, Бог беспрестанно трудился над восстановлением идеального мира добра, неуклонно стараясь приблизить последние дни. Но, к несчастью, падший человек всякий раз не справлялся со своей ответственностью, и воля Божья оставалась неисполненной. Согласно Принципу творения, Бог не в силах исполнить Свою волю в одиночку. Воля Божья осуществится лишь в том случае, когда человек справится с возложенной на него ответственностью. Поэтому в последние дни провидение восстановления цели творения не осуществится стараниями одного лишь Бога, оно потребует от человека исполнения своей доли ответственности.

Библия рассказывает, как Бог снова и снова пытался приблизить последние дни. Во времена Ноя Бог сказал: "... конец всякой плоти пришел пред лице Мое; ибо земля наполнилась от них злодеяниями. И вот, Я истреблю их с земли" (Быт. 6:13), указывая, что последние дни должны были наступить при жизни Ноя. Совершая суд потопом, Бог намеревался положить конец шестнадцативековой (по библейскому счету) истории греха и зла, начавшейся с грехопадения. Бог готовился судить зло, основать идеальный мир Своего владычества и положить начало истории добра, основываясь на семье Ноя, уверовавшего в Него. Временам Ноя назначалось стать последними днями, но из-за проступка Хама семья Ноя не смогла справиться со своей ответственностью и Божье намерение приблизить последние дни в тот период не осуществилось (см. "Семья Ноя в провидении восстановления"). Поскольку провидение последних дней, центром осуществления которого была семья Ноя, не было исполнено, Бог, воля Которого абсолютна, продолжал работать над его осуществлением. Верша суд над грехом и злом с помощью пророков, Он развивал Свое провидение последних дней, подготавливая восстановление идеального мира.

Время Иисуса, который пришел на почву, приготовленную Богом, чтобы уничтожить греховный мир и восстановить идеальный мир творения, также являло собой конец света. Именно поэтому Иисус говорил, что он пришел, чтобы судить (Иоан. 5:22), а Малахия пророчествовал: "Ибо вот, придет день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день... так что не оставит у них ни корня, ни ветвей" (Мал. 4:1).

Но не уверовав в Иисуса, народ Израиля не выполнил своей ответственности. Поэтому исполнение Божьей воли оказалось отложенным до времени Второго пришествия. Отсюда следует, что последние дни наступят при Втором пришествии. Иисус сказал: "И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого..." [во время Второго пришествия Христа] (Лук. 17:26). В Евангелии от Матфея предсказывается, что Второе пришествие Господа, которое состоится в последние дни, ознаменуется удивительными чудесами и изменениями как на земле, так и на небесах (Матф. 24:29).

II. Явления, которые были предсказаны для Последних дней

Чтобы понять в Библии те места, где описываются различные явления, которые должны произойти в последние дни, необходимо постичь Божью волю в отношении осуществления цели творения лежащую в основе провидения последних дней. Как говорилось выше, Бог не может воссоздать изначальный мир добра, сохранив мир зла, и поэтому, чтобы уничтожить зло, Он осуществляет провидение последних дней. Однако суть провидения последних дней представляет собой осуществление цели творения. Таким образом, история человечества есть не что иное, как история провидения для осуществления Божьей цели творения, и рассматривая примеры из Библии, легко понять, что содержащиеся в ней предсказания устрашающих бедствий, которые должны произойти в последние дни, таких, как разрушение небес и земли, нельзя понимать буквально. Теперь посмотрим, что символизируют содержащиеся в Библии упоминания о последних днях.

А. Разрушение неба и земли, образование нового неба и новой земли (2Пет. 3:12; Быт. 6:13; Ис. 66:22; Отк. 21:1)

В Книге Бытия (Быт. 6:13) говорится, что Бог собирался разрушить землю во времена Ноя, но Он этого не сделал. В Библии везде утверждается, что земля вечна: "Род проходит и род приходит, а земля пребывает во веки" (Еккл. 1:4); " И устроил, как небо, святилище Свое, и как землю, утвердил его навек" (Пс. 77:69). Бог вечен, поэтому Царство Небесное, как Его объект, также вечно, и земля, на которой оно утвердится, тоже пребудет вовеки. Божья цель творения обязательно будет осуществлена на этой земле.

Что же тогда подразумевается в 2-м послании Петра (2Пет. 3:12) и Книге пророка Исаии (Ис. 24:19), где говорится о грядущем разрушении неба и земли? Эти места символически предсказывают уничтожение господства сатаны, властвующего над небом и землей со времен грехопадения человека. А под созданием нового неба и новой земли подразумевается восстановление Царства Небесного, сферы владычества Бога, центром которой станет Мессия.

Б. Небо и земля судимы огнем (2Пет. 3:12)

Во 2-м послании Петра предсказывается, что "...воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают" (2Пет. 3:12). Если бы это должно было свершиться буквально, то Божья цель творения не могла бы осуществиться. Малахия пророчествовал, что день Иисуса будет днем разрушительного огня (Мал. 4:1); в Евангелии от Иоанна (Иоан. 5:22; 9:39) Иисус назван "главным судией", а в Евангелии от Луки (Лук. 12:49) приведены слова Иисуса, сказавшего, что он пришел, чтобы низвести на землю огонь. Но Иисус никогда не судил огнем.

Так что же означают приведенные цитаты? Они должны иметь символическое значение. В Книге Иеремии (Иер. 23:29) Бог говорит: "Слово Мое не подобно ли огню?". Основываясь на этом, мы приходим к выводу, что "судить огнем" - в действительности значит судить словом, или истиной. В Еванегелии от Иоанна содержится такое высказывание Иисуса: "Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день..." (Иоан. 12:48). Во 2-м послании к Фессалоникийцам сказано: "И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих..." (2Фес. 2:8). Эти стихи указывают, что Иисус будет судить словом. Так же сказано у Исаии: "...и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих [словом] убьет нечестивого" (Ис. 11:4). И в Евангелии от Иоанна записаны слова Иисуса: "... слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит..." (Иоан. 5:24). Из этих стихов видно, что суд огнем означает суд словом.

В. Сретение Господу на воздухе (1Фес. 4:17)

В 1-м послании к Фессалоникийцам сказано: "Потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем" (1Фес. 4:17). Это предсказание не может исполниться в буквальном смысле как явление, сопутствующее концу света, потому что цель творения должна осуществиться не в воздухе.

В Библии "небом" обычно называется священное, истинное и возвышенное царство, находящееся во власти добра, "земля" же - это, напротив, грешное царство, полное страданий, сфера владычества зла. Например, говоря : "Отче наш, сущий на небесах!" (Матф. 6:9), - мы не думаем, что Бог действительно располагается на небе, так как знаем, что Он вездесущ, а имеем в виду то священное, возвышенное царство, где Он пребывает. Таким образом, "сретение Господу на воздухе" не означает, что христиане физически поднимутся в воздух, чтобы встретить Господа в небе. Имеется в виду лишь их духовное развитие и служение Христу в мире владычества добра, создание которого возможно после его возвращения и осуществления Царства Небесного на земле.

Г. Солнце и луна померкнут, звезды спадут с неба (Матф. 24:29)

В Евангелии от Матфея сказано: "И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются..." (Матф. 24:29). Если бы все эти бедствия произошли в такой форме, как они описаны в Евангелии от Матфея, то цель творения не могла бы осуществиться. Каково же значение этих предсказаний? В какой-то степени их смысл раскрывает нам Книга Бытия (Быт. 37:9,10). Там мы находим данное Иаковом толкование одного из снов Иосифа, где солнце символизирует отца, луна - мать, а звезды - их детей. Иисус и Святой Дух, даруя падшему человеку рождение свыше, занимают положение отца и матери (см. главу "Христология"). Поэтому в Новом завете солнце и луна олицетворяют Иисуса и Святой Дух, которые являются источниками света истины, освещающими дух и Сердце человека, а звезды олицетворяют верующих, "детей" Иисуса и Святого Духа.

Следовательно, солнечный свет символизирует свет слов Иисуса, а лунный - свет Духа Святого, источника истины. Слова "солнце и земля померкнут" означают, что новое выражение истины затмит тот свет, который исходит от Иисуса и Святого Духа (Новый завет). Как это возможно? Точно так же, как слова Ветхого завета померкли перед лицом Иисуса и Святого Духа, когда был явлен миру Новый завет, который должен был послужить осуществлению Ветхого завета. В последние дни свет Нового завета померкнет, когда Иисус снова явится, чтобы открыть нам истину в ее новом выражении, которая послужит осуществлению Нового завета и созданию нового неба и новой земли. "Потерять силу своего света" применительно к истине означает, что время ее миссии закончится с наступлением века нового выражения истины. Звезды - это озаренные светом истины христиане. Но если с наступлением конца мира они не последуют за новым светом истины, то упадут с неба, то есть утратят свое положение детей Бога.

Иисус вопрошал: "Но Сын Человеческий пришед найдет ли веру на земле?" (Лук. 18:8). В другом случае Иисус сказал, что во время Второго пришествия объявит многим верующим: "Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие" (Матф. 7:23). Несмотря на то, что религиозные лидеры Израиля с нетерпением ожидали Мессию, они утратили свое положение, отвергнув новое учение, принесенное Иисусом. Предвидя подобную возможность, Иисус произносит эти слова в знак предостережения.

III. Настоящее время - это Последние дни

Иисус говорил о своем скором возвращении (Матф. 10:23; 16:28; Иоан. 21:22). Во все времена христиане верили, что его Второе пришествие состоится при их жизни, поэтому они пребывали в постоянном напряжении, полагая, что их время - это конец света. Детальное изучение всей истории Божьего провидения восстановления позволяет сделать вывод, что сейчас мы живем непосредственно во время Второго пришествия Господа. (Более полно это будет объяснено в главе "Второе пришествие.") Кроме того, события, происходящие в мире вокруг нас, также подтверждают, что наше время - это последние дни. Как сказал Иисус: "От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето; так, когда вы увидите все сие, знаете, что близко, при дверях" (Матф. 24:32-33).

Что предвещает нам наступление последних дней? Мы знаем, что целью истории человечества является восстановление идеального мира Бога на основе Трех Благословений. Последние дни - это время разрушения мира зла, непосредственно предшествующее созданию идеального мира, который возникает в результате осуществления Трех Благословений. Поэтому, если наш век - последние дни, мы должны увидеть приметы восстановления Трех Благословений. Основываясь на сказанном, мы постараемся доказать, что теперь живем в последние дни. Давайте рассмотрим наше время с точки зрения восстановления Трех Благословений.

А. Признаки восстановления Первого Благословения

Первое Божье Благословение, данное человеку состоит в достижении личного совершенства и единении в Сердце с Богом. Согласно Божьему идеалу, совершенная личность пользуется полной свободой, - как духовной, так и физической. Подобные люди, воплотив в себе изначальную любовь Бога, живут в Царстве Небесном и обретают положение детей Бога и соответствующую этому положению ценность. Но из-за грехопадения человеку не удалось осуществить Первое Благословение.

Божье провидение восстановления падшего человека до уровня личности, достигшей совершенства, вступает в завершающую фазу. Современный человек в глубине души жаждет восстановления Первого Благословения Бога и воплощения его в жизнь. Это стремление выражается в активном интересе к новым вероучениям, в появлении различных движений, провозглашающих любовь к ближнему, свободу, права и достоинство человека, утверждающих всеобщее равенство. Глубинная цель, лежащая в основе этих тенденций, состоит не в обретении человеком внешних свобод или преходящих ценностей, а в восстановлении изначальных любви, ценности и свободы, данных человеку Богом, но оказавшихся утраченными в результате грехопадения. Завершение Божьего провидения в последние дни приведет к осуществлению Первого Благословения.

Кроме того, мы можем считать нашу эпоху последними днями, периодом осуществления Первого Благословения на основании того, что мы наблюдаем восстановление в падшем человеке духовных способностей. Мы уже говорили о том, что совершенная личность была сотворена, чтобы стать в Сердце единой с Богом и быть полностью способной к непосредственному общению с Ним. До грехопадения Адам и Ева могли постоянно общаться с Богом и духовным миром, хотя соответствующие способности не достигли в них полного развития. Но из-за грехопадения Адам, Ева и их потомки, то есть все человечество, утратили чувствительность к присутствию Бога. Однако в Библии сказано, что в последние дни связь с духовным миром восстановится: "И будет в последние дниЙ излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши, и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями взразумляемы будут; И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать..." (Деян. 2:17,18). B последнее время резко увеличивaется число духовных явлений и паропсихологических феноменов, что отрaжaет духовное восстaновление человекa до уровня, на котором Адам и Ева находились непосредственно перед грехопадением, и указывает, что человек находится накануне восстановления Первого Благословения.

Б. Признаки восстановления Второго Благословения

Второе Божье Благословение для Адама и Евы состояло в их способности стать совершенными истинными родителями и создать идеальную семью, а затем, на ее основе, - единое общество и единый мир, иными словами, создать мир, представляющий собой единую семью. При этом на основе идеальной семьи образовался бы мир объединенной культуры, находящейся во власти Божьей любви и основанной на ее традициях.

Однако Адам и Ева, совершив грехопадение, стали родителями, несущими бремя первородного греха, и поэтому все люди родились, как дети зла и человечество образовало мир, находящийся под владычеством зла. Поэтому Бог через религии и развитие внешних аспектов цивилизации, направлял историю в сторону создания мира объединенной культуры - единой мировой семьи.

В ходе истории сложилось много различных культур. С течением времени, однако, на основе новых созданных Богом вероучений возникают более развитые культуры. Образование всеобщей культуры высшего порядка проходило за счет консолидации менее развитых культур. В результате этого процесса сегодня в мире существуют четыре основные культурные сферы: христианская, мусульманская, дальневосточная (основанная на буддизме, конфуцианстве и даосизме) и индуистская, что свидетельствует о том, что идет процесс образования единой мировой культуры и восстановления Второго Благословения, данного человеку Богом.

Мир единой культуры, в центре которой лежит истинная любовь Бога, осуществится лишь тогда, когда все люди станут братьями и сестрами, детьми одного Родителя - Бога. Основываясь на этой точке зрения, можно сделать вывод, что центральной религией в исполнении Божьего провидения восстановления является христианство, так как оно: 1) провозглашает Бога Родителем всего человечества; 2) ожидает Мессию, который покажет пример того, что значит быть родителем; 3) на деле показывает путь возрождения и восстановления истинных детей Бога.

Бог, осуществляя Свое внутреннее провидение посредством религий, создает единую культурную сферу и направляет наш мир (осуществляя таким образом внешний аспект провидения), в сторону политического и экономического объединения.

В результате Божьего провидения после второй мировой войны человечество стало осознавать необходимость международного сотрудничества и создания всемирного правительства. Сегодня Организация Объединенных Наций и многие международные комиссии и организации занимаются различными мировыми проблемами: от питания до использования запасов пищи и ресурсов океанов, от атомной энергии и экологии до международного права, от заботы о детях (например, международные агентства по усыновлению и ЮНИСЕФ) и помощи при стихийных бедствиях (например, Международный Красный Крест) до охраны здоровья (например, Международная организация здравоохранения), и мировой экономики (например, МБСЕ и Международный валютный фонд) и т.п. Решение этих проблем требует сотрудничества на всемирном, а не на государственном уровне. Экономическая интеграция и международное сотрудничество развились до такой степени, что высокоразвитые страны стали рынками для народов всего мира. Итак, на наших глазах мир превращается в мировое сообщество, не имеющее аналогов в истории, сообщество, где все люди могут жить в гармонии и единстве независимо от рас, национальностей, языка, традиций и т.п.

Колоссальное развитие транспорта и связи "сжало" мир до такой степени, что мы за несколько часов можем совершить перелет из одной части света в другую. Лишь пятьдесят-шестьдесят лет назад те же несколько часов люди тратили, чтобы преодолеть расстояние в сто километров. Благодаря легкости передвижения значительно развился международный туризм, что способствует росту обмена, взаимопонимания и гармонии в отношениях между народами, распространению и взаимопроникновению национальных обычаев, приближающих нас к объединению всего мира.

В наш век терпимость народов мира к друг другу и дух братской любви в отношениях между ними достигли беспрецендентного развития. Это - результат осуществления Божьего провидения восстановления Второго Благословения.

Другим результатом явилось то, что после второй мировой войны создалось доброжелательное отношение к побежденным народам со стороны победителей, и поэтому была дарована независимость некоторым колониям. Были разработаны программы помощи другим государствам, расширился культурный обмен, начали появляться экуменические движения, получили распространение межнациональные и межрасовые браки, а также международное усыновление детей. Все эти явления обнаруживают тенденцию к восстановлению Второго Благословения: создания отношений истинной любви между людьми и на их основе - единой мировой семьи.

Все эти надежды и тенденции найдут свое осуществление, когда история принесет нам свои величайшие дары - приход Господа Второго пришествия и новую Космическую идею, которую он откроет нам, иными словами, принесет нам в дар Сердце Бога и "Божизм" (идеологию, в центре которой - Бог). Не может быть настоящего дома без родителей. Человеческое желание гармонии и любви исполнится лишь тогда, когда Бог и Мессия как наши Истинные Родители утвердятся на земле.

В. Признаки восстановления Третьего Благословения

Третье Благословение, дарованное Богом человеку, - это право и способность совершенной личности иметь духовное и физическое владычество над миром творения (то есть внутреннее и внешнее владычество). Внутреннее владычество совершенного человека над творением означает, что уровень развития любви человека и его Сердца достигнет уровня Бога и, что человек будет осуществлять свое владычество над миром на основе совершенной Божьей любви. Внешнее владычество над творением выражается в том, что человек за счет развития науки и техники совершенствует его и вносит в него гармонию.

Вывод о том, что наше время - это последние дни, а значит, ступень, предшествующая восстановлению Третьего Божьего Благословения можно сделать, наблюдая растущую заботу человека о мире творения и любовь к нему, а также небывалое развитие науки и техники. В человеке развиваются чувства благодарности и любви к миру творения по мере того, как его духовное начало приближается к совершенству. В наше время восстановление любви человека к миру творения проявляется в развитии экологических и природоохранных движений, деятельности обществ защиты животных, в попытках оздоровить окружающую среду, в деятельности организаций любителей природы.

Посредством науки и техники человек восстанавливает свое внешнее владычество над миром творения. Наше время ознаменовалось колоссальным научным прогрессом. Благодаря ему человек смог победить многие болезни, расширить пределы своего владычества в мире, на земле, в воздухе и даже в космосе. Человек также находится в преддверии создания идеальной жизненной среды и высокого жизненного уровня для всех людей на основе массового производства и улучшения сельскохозяйственной продукции и предметов первой необходимости, освоения пустынь, океанов и обоих полюсов, разработки недр, различных мероприятий, направленных на оздоровление окружающей среды.

Итак, мы можем заключить, что живем в последние дни, в преддверии осуществления идеального мира и воплощения в жизнь Трех Благословений, данных Богом человеку.



  • Что такое эсхатология простыми словами
    • Что такое эсхатология простыми словами

  • Эсхатология

    Этот термин чаще можно услышать в научной среде, нежели в обыденной жизни. Тем не менее, многим известно, что так именуют христианское учение о конце мира. Но только ли его?

    Значение термина «эсхатология», когда он появился

    Самое раннее употребление термина известно с середины XIX в. – на английском языке, его содержит словарь английского языка Н.Уэбстера, хотя корни слова греческие.

    Первая часть наименования, «ἔσχατον» («эсхатос») по-гречески означает «последний» или «конечный». Вторая – «λόγος» означает слово или знание, учение. Если быть точным, то этим словом называют:

    • учение и религиозное представление о конце мира, причем не только христианское: эсхатологию имеют также другие религии; этот вид эсхатологии именуют универсальным, то есть относящийся к видению конечных судеб всего мира;
    • учение о посмертной судьбе человека – такая эсхатология иногда именуется «частной» или «индивидуальной», содержание которой зависит от универсальной эсхатологии.

    Представления о конце времен в языческом мире

    «Религия природы», как называл эти верования П.А.Флоренский, действительно основана на поклонении ей, а все мировоззрение язычника – на циклическом характере смены времен года, положений солнца и звезд. Такому человеку, не знающему Бога, истинного Создателя, естественно приписывать цикличность также как человеческой жизни, так и существованию мира.

    Так, индуисты верят, что мир создан из «атмана», или предвечной «жизненной силы», к которой мир со временем вернется, прекратив бытие. О том же говорят греческие философы, которые также видят мир, как постоянно возвращающийся к началу. А скандинавский эпос «Старшая Эдда» содержит подробные описания мировых катастроф, гибели богов – но это лишь начало еще одного цикла существования мира, где все повторяется. Не случайно праздник Нового года– как возвращение мира к исходной точке, начало нового цикла – есть у любой языческой религии.

    Подобна существованию мира также жизнь человека, например:

    • индуизм говорит о бесконечно вращающемся «колесе сансары»: человек рождается, умирает, чтобы затем родиться снова в каком-либо материальном теле;
    • религиозные учения Египта представляют посмертное существование человека подобным земной жизни, от окружающих человека предметов до его тела, которое также остается таким, как на земле; именно поэтому у египтян достигло высочайшего уровня своеобразное «искусство» сохранения мертвых тел – бальзамирование.

    Эсхатология Ветхого и Нового Завета

    Представление о мире и человеке, которое содержит Библия, радикально отличается от языческого по крайней мере тем, что:

    • мир понимается, как имеющий начало – сотворение Богом – и конец, иными словами, его история не цикличная, а линейная;
    • именно мир существует не ради самого существования, как получается по языческим представлениям, но его жизнь и будущее разрушение имеет смысл: преодоление греха, отдалившего человека от Бога, его возвращение к Создателю.

    Иудаизм: ожидание Мессии

    Зарождение такой эсхатологии начинается с первых лет существования человечества: после грехопадения Адаму и Еве был обещан Спаситель, «семя жены», то есть рожденный ею. Именно Он (позже иудеи назовут Его Мессией, Помазанником Божиим) должен завершить историю человечества, отошедшего от Бога, когда оно не просто вернется в Рай, но будет «новое небо и новая земля» (это слова прор. Исайи из 67 главы его книги), чуждые греховному повреждению.

    Иудеи также веровали в будущее воскресение умерших, о чем прямо писал прор. Иезекииль, который однажды духом видел поле, наполненное сухими костями. По слову Божию, которое изрекает святой, на костях, дотоле мертвых, появляется плоть, затем в них входит дух жизни. Это пророчество считается ясным указанием на будущее воскресение.

    Итак, спасение людей – смысл существования мира, цель же – преодоление греха, обновление всего сотворенного Богом. Пока же – время ожидания прихода Спасителя. Его Пришествия чают живущие на земле. Ждут также те, кто уже прошел через смерть, но не может соединиться с Богом, находясь в шеоле – области мертвых, куда попадают по кончине все, грешные и праведные, ибо невозможно соединиться с Богом без пришедшего от Него Спасителя.

    С течением времени эсхатология иудеев менялась:

    • хотя пророки, говорившие о грядущем конце этого мира, имели ввиду обновление всей земли, природы, людей, постепенно спасение стало пониматься как относящееся только к избранному Богом народу; иудеям, которые истово ограждали себя от развращенного языческого мира (с иноплеменниками даже не ели вместе), было непонятно, как «новое небо и земля» смогут вместить нечестивцев, не знающих Истинного Бога; так постепенно идея народа – носителя истинной веры, превращается в представление о его особой исключительности, даже – о будущем господстве над другими;
    • новый мир также все более понимался как царство земное, а Мессию стали ждать как великого политика, может быть, полководца – особенно после того, как евреи утратили государственную самостоятельность, подчинившись Римской империи; с этого момента приход Мессии стал связываться еще с освобождением от господства ненавистных язычников; безусловно, Мессия должен был быть также чудотворцем – именно поэтому иудеи столь восторженно воспринимали чудеса Христа, особенно те, что связаны с вещами «мира сего», например, чудесное насыщение 5 хлебами 5000 человек; а слова Господа о вечном хлебе, пище, «пребывающей в жизнь вечную» (Ин.6:27) просто не понимали.

    Христианство: Мессия пришедший

    Второе пришествие Христа

    Образ второго и страшного Христова пришествия. Фрагмент Северное Поонежье, XVIII век

     

    Многое в эсхатологии иудеев роднит ее с христианской, что не удивительно: ведь само новое учение возникло внутри иудейской традиции. Но иудеи ждут Мессию до настоящего времени, тогда как христиане Его дождались – более 2000 лет назад, когда сбылось обетованное Адаму, о чем позже не раз говорили великие пророки: на земле воплотился, став Человеком, Сын Божий, Иисус. История человечества продолжила движение к осуществлению Царства Божия. Но оно, однако, не имеет ничего общего с земным царством.

    Именно поэтому христианской эсхатологии чужды:

    • представление об особой избранности народа, которому одному послано спасение; некоторые намеки на это содержатся уже в ряде высказываний Самого Христа, которые приводит, например, св. Иоанн Богослов; этот Евангелист упоминает, что к Спасителю приходили «эллины» (Ин.12:21), то есть греки-язычники; о Своих «овцах, которые не сего двора» говорит Сам Христос, по словам Которого, однажды наступит время, когда «будет едино стадо и един пастырь» (Ин.10:16); впоследствии понимание христианства как истинно мировой, а не национальной религии, с особой силой будет отстаивать «апостол язычников» Павел, который один оснует десятки христианских общин по всей Римской империи;
    • понимание Царства Божия как аналога земного или похожего на нынешний мир; можно думать, что это представление складывалось у христиан постепенно, когда по Сошествии Святого Духа многие (включая св. Павла, который даже был «восхищен в Рай до третьего неба» (2 Кор.12:4)) получали особые откровения о будущем; например св. Павел говорит, что при конце мира «не все мы умрем, но все изменимся» (1 Кор.15:51) в том смысле, что перестанем быть плотскими, как сейчас, ибо «тление не наследует нетления»; мертвые воскреснут в этих обновленных телах, живые же люди изменят свою греховную природу на иную, причастную вечной жизни.

    Особое значение для эсхатологии христиан имеет книга «Откровение», или Апокалипсис св. Иоанна Богослова, которая до деталей описывает последние судьбы мира: страшные войны, катастрофы материальные, и, главное – духовные (приход антихриста, выдающего себя за Бога, всеобщее отступление от веры). Таково «начало болезней» умирающего мира – а завершится все «новым небом и новой землей»: эти слова св. Исайи буквально повторяет любимый ученик Христа. Впрочем, христиане первых и последующих веков остерегались:

    • высчитывать «времена и сроки» конца мира, что было запрещено Самим Господом;
    • допытываться деталей событий, которые к нему приведут; отсюда неясность многих речений из «Откровения» св. Иоанна, например, о «числе зверя», 666, «звезде полынь» (некоторые современные толкователи видят здесь указание на ядерную катастрофу в Чернобыле) и др.; по этой же причине само «Откровение» не читается на богослужении, хотя по Уставу это положено делать Великим Постом после Вечерни, перед Утреней.

    Интересный факт
    Кроме того, христианство не имеет никакого особого догматического установления, которое бы касалось грядущих судеб мира, разумно полагая, вслед за св. Павлом, что это – тайна, недоступная человеческому уму, даже просвещенному Святым Духом. Лишь в Символе Веры звучит: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века». Но что это за жизнь, как воскреснут люди – тоже не говорится.

    Христианская «частная» или «индивидуальная» эсхатология также сильно отличается от иудейской:

    • христиане вполне принимали учение о шеоле, но оно сменилось преданием о Сошествии Христа во ад, откуда Он вывел души томившихся там праведных людей;
    • отныне смерть перестала быть трагедией, невозвратимой утратой: «у Бога все живы», эти слова Христа верующие повторяют вслед за Ним, твердо зная, что конец земной жизни означает встречу со Христом;
    • опыт подвижников, получавших особые откровения, позволил сформировать представления, ставшие частью традиции: о значении 3, 9, 40 дня по кончине, о частном суде над каждой душой, который вершится по окончании 40 дней; существует также представление о посмертных «мытарствах» души, когда она дает ответ о своей земной жизни.

    Содержание жизни души по смерти скрыто от тех, кто живет на земле. Однако хорошо известно, что ее состояние разлучения с телом – временно, до конца мира, когда произойдет Страшный Суд, по котором окончательно определится вечная участь каждого – именно вечная, ведь смерть будет побеждена, во всем мире воцарится жизнь. Такова, по христианскому учению, конечная точка земной истории человечества – и начало его новой жизни с Богом, которой уже не будет конца.

    В чем особенность эсхатологии свт. Григория Нисского

    Исследователи творчества младшего брата свт. Василия Великого чаще всего говорят о близости эсхатологических взглядов святого к учению Оригена, отношение к которому в Церкви было неоднозначно, а некоторые положения даже были осуждены Соборами как еретические.

    Свт. Григорий считает, что:

    • по Страшном Суде мир вернется в состояние, которое имел до грехопадения человека;
    • грешники будут испытывать муки совести, по Страшном Суде понесут наказание – но очистительное, чтобы, преодолев страсти, они спаслись; эти идеи близки к мнению Оригена, что таким образом может быть спасен даже диавол, падший Ангел; именно это мнение вызывало нарекания Церкви;
    • наконец, последует полное уничтожение греха, спасение для всех (апокастасис).

    Все эти взгляды, как знают историки, свт. Григорий высказывал до церковного осуждения Оригена, после которого авторитет сочинений святого среди верующих несколько упал. К настоящему времени взгляды святителя можно считать частным богословским мнением, не умаляющим его святости.

    Основные положения православной эсхатологии, отличаются ли они от католической и протестантской

    Итак, согласно православной эсхатологии

    • человечество придет к «новому небу и новой земле» через боль, страдания, потерю и обретение веры;
    • будет всеобщее воскресение, Суд, когда каждый из людей будет судим по его земным делам, и, главное, внутреннему состоянию, которое или позволяет быть с Богом, или делает это невозможным;
    • слова Господа, приводимые св. Иоанном Богословом «се, творю все новое» (Откр.21:5) означают обновление мира, человека, который будет жить на совсем другой земле, которую сейчас и представить невозможно.

    Во всех этих пунктах католики не расходятся с православными, признавая за истину будущее Воскресение, Суд, новый мир. Различия начинаются на уровне «частной» эсхатологии:

    • православие знает два состояния душ до всеобщего воскресения: с Богом (Рай) или без Него (Ад);
    • католики признают еще некое третье состояние тех, чья участь не решена – так называемое Чистилище; православные считают это заблуждением, вообще избегая выискивать детали посмертного существования, которое все равно недоступно уму.

    Что до протестантов, то, так как различные протестантские деноминации отвергли церковное предание, но восприняли заблуждения различных ересей и сект, да и сами сегодня расколоты на тысячи течений, отличия от эсхатологии Апостольских Церквей здесь намного серьезнее:

    • говоря о судьбах мира, протестанты особое внимание уделяют описываемому св. Иоанном «тысячелетнему царству Христа»; неясность этих слов о будущем убеждает католиков и православных не «высчитывать времена и сроки», у протестантов же порождает массу спекуляций, когда «тысячелетнее царство» одними деноминациями объявляется уже наступившим, другими – понимается как аллегория, третьими – считается предназначенным только для особо избранных (таковыми считаются представители той или иной протестантской секты);
    • «индивидуальной» эсхатологии протестанты практически не имеют; они не молятся об умерших, полагая это бесполезным, отвергают частный суд, некоторые секты – также адские муки, как несовместимые с Божией благостью.

    Эсхатология в исламе и буддизме (кратко)

    Мусульмане стоят на почве «авраамических» (восходящих к праотцу иудеев Аврааму) религий, то есть иудаизма и христианства, возникших ранее ислама. Мусульмане верят в ахират – как именуется конец света, и джаннат – Страшный Суд по всеобщем воскресении. Коран прор. Мухаммеда приводит 10 признаков наступления джанната, шестым среди которых значится «пришествие Исы» (Иисуса Христа), Которого мусульмане считают «пророком», однако во Второе Его Пришествие, как видим, веруют.

    Еще одна мировая религия, буддизм, также имеет представления о «последнем дне», когда явится «Будда Майтрейя» («Будда будущего»). Его пришествие будет предваряться установлением всеобщего мира на земле, развитием новых учений (одно из них превзойдет школу Будды Гаутамы). Признаки, которые имеет пришествие Майтрейи, удивительным образом совпадают с признаками прихода ожидаемого нынешними иудеями Машиаха (Мессии).

    Его же еще с I в. ждут христиане – правда, именуя Антихристом «человеком греха», «сыном погибели», который, однако, достигнет земной власти, установит мир – вот только к добру ли? Св. Павел пишет: «Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут» (1 Фес.5:3).

    Учения нехристианских религий о последних временах, по сути, повторяют (пусть другими словами, с некоторым смещением акцентов) уже сказанное – св. Иоанном Богословом, Апостолом Павлом, другими святыми. Это – свидетельство того, что история человечества, по сути, завершена, ибо после учения Иисуса сказать о Боге, человеке, мире и его конце – уже нечего. А значит, справедливы слова, которые повторяли христиане еще Апостольского века: «Ей, гряди, Господи Иисусе!». Но Он все еще продолжает ждать покаяния, обращения тех, для кого не потеряна такая надежда. А мир пока живет.

    Но однажды сбудется сказанное Апостолом Иоанном: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны. И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой…» (Ин.22:1-6)

    Наталья Сазонова


    Отправить комментарий

    1Комментарии
    * Please Don't Spam Here. All the Comments are Reviewed by Admin.
    1. Осторожно! Здесь попахивает экуменизмом!

      ОтветитьУдалить
    Отправить комментарий

    #buttons=(Accept !) #days=(20)

    Our website uses cookies to enhance your experience. Learn More
    Accept !