Продолжим изучение проблемных вопросов семейной жизни. Одним них является многоженство. Но сначала разберем обратную ситуацию – многомужество. Ведь бывают ситуации, когда у замужней женщины имеется любовник. Согласно ведическому пониманию вещей эта ситуация мало чем отличается от той, когда у женщины два мужа.

На самом деле в Ведах указан такой вид бракосочетания, когда мужчина и женщина просто переспали в постели. Такой вид построения отношений считается самым неблагоприятным и недостоин человеческой формы жизни. Однако он существует и имеет свои последствия. Хотя в результате таких отношений, возможно, и не появятся дети, тем не менее, переспав вместе, мужчина и женщина обмениваются своей плохой кармой. Другими словами, их груз кармы становится намного тяжелее, так как у каждого из них появляется ответственность еще за одного человека. По этой причине такие отношения и называются супружескими.

Таким обазом, получается, что большинство молодых людей сейчас уже с юности набирают много плохой кармы, и все это происходит оттого, что современное общество рассматривает половые отношения как самый эффективный способ развлечения. Мы утратили знание о том, что половые отношения с огромной силой сближают людей и приковывают их друг к другу. Поэтому сексуальные развлечения неминуемо влекут за собой несчастную судьбу.

Узнать больше

Перечислим все виды браков, которые упоминаются в ведических писаниях.

• Родители передают наряженную, целомудренную невесту жениху без всякого выкупа, с приданым – это наилучшая форма брака.

• Выдавая целомудренную дочь замуж, отец делает пожертвования священнику, совершающему обряд бракосочетания (венчание). Этот вид брака тоже очень благоприятен.

• Отец невесты получает от жениха небольшой выкуп и отдает свою целомудренную дочь за него замуж, все это заканчивается венчанием.

• Отец невесты получает от родственников жениха большой выкуп за свою целомудренную дочь и затем передает ее им, а те, в свою очередь, передают ее жениху, после чего происходит венчание.

• Отец после религиозного обряда отдает свою дочь замуж без всякого выкупа от жениха и без приданого.

• Брак по любви, когда молодые люди без ведома родителей соединяют свои сердца после религиозного обряда.

• Похищение целомудренной невесты или выигрыш ее в состязании женихов, все это заканчивается венчанием.

• Самые низшие и неблагоприятные формы брака – это когда жена гуляет от законного мужа, муж гуляет от законной жены, а также изнасилование. Естественно, что ни о каком венчании здесь не может быть и речи.

Как видите, даже изнасилование является браком: любой контакт нижних психических центров мужчины и женщины ведет к обмену кармой и потому является браком.

Нецеломудренных дочерей родители тоже выдают замуж согласно ведической традиции, но это уже не будет ни одним из авторитетных браков, описанных в Ведах. Тем не менее, думаю, что и в этом случае венчание уместно и принесет свои благоприятные плоды.

Итак, чем же ситуация, когда у замужней женщины есть любовник, будет отличаться от той, если у нее два мужа?

Женщине, имеющей двух законных мужей, для счастья нужно постараться быть искренне верной им обоим, а это, разумеется, просто невозможно. Поэтому она, пытаясь угодить обоим, будет находиться в постоянном беспокойстве.

Если женщина имеет любовника, то, с одной стороны, она, как мы уже говорили, тайным образом сочетается самым греховным видом брака. С другой же стороны, она уже не является верной женой, а ведь именно в этом случае она могла бы получить отмеренное ей судьбой счастье от семейной жизни.

На первый взгляд кажется, что нет разницы, имеет ли она двух мужей или имеет мужа и любовника. Но во втором случае женщина, гуляя от своего законного мужа, в какой-то степени верна своему любовнику и потому временно счастлива. Фактически эта женщина считает своим настоящим мужем только любовника. Только в том и состоит отличие. Если бы она считала своими мужьями обоих и обоим в своем уме старалась быть верна, то такая жизнь, как и с двумя законными мужьями, стала бы для нее просто невыносима.

Гуляя с любовником и испытывая от этого счастье, женщина, оскорбляя таким поведением своего законного мужа, очень быстро утрачивает все свое благочестие. Потеряв благочестие, она утрачивает способность быть счастливой, поэтому любовник в скором времени ей тоже надоедает. Однако привязавшись к нему, она чаще всего уже не может с ним расстаться.

С этого момента у нее начинаются страдания. Пока она гуляла и была счастлива, у нее хватало сил строить своему мужу глазки и изображать показную преданность. Когда же и с любовником начинаются проблемы, она попадает между двух огней. С одной стороны, она выясняет отношения с любовником, с другой стороны – с мужем. Итак, с этого момента у нее уже не хватает психических сил обманывать мужа, и она открыто выражает ему свою неприязнь.

Постепенно муж начинает обо всем догадываться, что приносит этой нагулявшейся женщине дополнительные страдания. Сначала муж, все еще любящий ее, пытается умилостивить свою жену и каким-то образом привязать к себе. Но это невозможно, так как женщина, испытывающая привязанность к другому, ни на что не купится, даже на золотые горы.

В какой-то момент, осознав это, в пылу отчаянья и злобы муж начинает угрожать ей разводом. Если целомудренная женщина в случае подобных угроз со стороны мужа пугается одиночества и сдает свои позиции, то эта греховная женщина, чувствуя защиту со стороны любовника и не понимая, что ждет ее в дальнейшем, с безразличием относится к угрозам мужа. Это дает повод законному мужу бесцеремонно бросить ее вместе с детьми.

Конечно, события не обязательно разворачиваются именно по такому сценарию. Например, если муж слабохарактерный, то он так и будет всю жизнь жить с «чужой женой». Однако всегда будет прослеживаться одна и та же закономерность: сначала гулящей женщине будет хорошо со своим возлюбленным, затем это «хорошо» закончится и у нее начнутся страдания. В любом случае, поскольку теплые отношения в семье прекратятся, любой муж почувствует неладное и будет бить тревогу, понимая, что жена ему уже не верна.

Пытаясь избавиться от привязанности к уже не любимому и надоевшему любовнику, она в поисках своего дешевого счастья судорожно ищет кого-то другого. Кто ищет, тот всегда находит. Но с каждым новым любовником женщине все труднее будет полюбить его по-настоящему глубоко. В конце концов все это постельное счастье ей сильно надоест, и у нее наступит глубокая депрессия, впав в которую, она не будет любить никого, кроме себя.

Ну а теперь обратимся к противоположному вопросу – многоженству. Во многих восточных культурах многоженство разрешено. Что же по этому поводу считают Веды?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сделать небольшое отступление. В одной из предыдущих книг[1]мы говорили о циклах, по которым развивается вселенная: они напоминают собой четыре сезона. Как ни странно, этот момент напрямую связан с вопросом многоженства.

Сейчас по данным ведической астрологии идет примерно 5100 год эпохи, которая соответствует зиме Вселенной – эпохе деградации. На санскрите эта эпоха называется Кали-юга, что в дословном переводе означает «век раздоров». Согласно ведическим традициям многоженство в Кали-югу запрещено, тогда как в три предыдущие эпохи – Золотой век, Серебряный век и Бронзовый век – многоженство Ведами разрешалось.

У женщины тогда была возможность выйти замуж за могущественного мудреца с безукоризненным характером, великого правителя и обладателя несметных богатств, зачать с ним святого сына – будущего великого правителя. При этом у него могло быть еще несколько жен, и ко всем он относился с любовью и нежностью.

Узнать больше

В ведические времена у незамужних девушек, которых с детства учили, что главная их миссия в жизни – родить святого ребенка, по этому поводу не было никаких сомнений. Зная последствия своего выбора, они смело шли замуж за святых царей и великих мудрецов и уже при жизни достигали неземного счастья. А после смерти они обретали такие блага, которые не могли бы нам присниться даже в самом лучшем сне.

Более того, когда их святой муж умирал, они сами входили в его погребальный костер и в следующей жизни опять становились его женами, но уже на высших планетах.

Конечно же, в нашу эпоху деградации как многоженство, так и обряд сати (вхождение жены в погребальный костер мужа) Ведами осуждаются и считаются греховной деятельностью, ведущей к быстрой деградации.

Так почему же это насилие поощрялось Ведами в прошлые эпохи? Дело в том, что обряд сати никогда не был насилием. Если бы женщину насильно заставляли входить в погребальный костер мужа, то это уже не было бы обрядом сати, и такое зверство никогда не дало бы возвышенных результатов.

Женщина входила в костер в глубоком йогическом трансе, не испытывая при этом ни малейших признаков боли. В следующую секунду она уже оказывалась на высших планетах вместе со своим возлюбленным святым мужем.

Если же муж не являлся святым, то всякий смысл в обряде сати отпадал, и его уже не проводили. Вот как этот обряд описан в Гаруда Пуране (42–45):

Когда женщина сжигает свое тело вместе с телом мужа, огонь поглощает только члены ее тела, но не причиняет страдания и боли ее душе. Подобно тому, как, расплавившись, металл очищается от примесей, так женщина сжигает грехи в этом святом огне, который подобен нектару. Во время испытания огнем правдивый, чистый и праведный человек не страдает от пламени, даже если коснется его расплавленное железо; точно так же и женщина, присоединяясь к своему супругу, никогда не сгорает. В момент смерти ее душа соединяется с душой мужа.

Так как современные женщины не способны на йогической транс, да и совершать этот обряд не для кого (где взять святых мужей?), то в нашу эпоху он запрещен. К тому же подобных примеров возвышенной и чистой супружеской любви в наше время совсем не осталось, оттого все это и кажется нам сказкой.

Согласно же мнению Вед, мужчина может взять столько жен, сколько он способен возвысить духовно и сделать счастливыми в этой жизни и в следующей. Это фактически означает, что для этих женщин он должен быть не только мужем, но и духовным учителем. Для этого он должен всем своим женам отдать часть своего благочестия и обеспечить их всем, в том числе и материальным счастьем, уже на Земле.

Многоженство в Кали-югу запрещено священным законом ведических писаний по той причине, что таких мужчин, которые могли бы духовно возвысить больше двух жен, сейчас днем с огнем не найти.

Как на практике происходит передача мужем своего благочестия жене? Для этого ему нужно просто взять на себя ответственность за жену. Если ответственность за жену взята, то насколько она будет предана мужу, такое количество благочестия немедленно и перейдет к ней от мужа. Мужу не нужно отрезать от себя благочестие, этим займется сама природа.

У современных мужчин даже на одну жену иногда не хватает благочестия. Поэтому мужчине после свадьбы становится тяжеловато.

Мы сейчас ведем разговор о духовном прогрессе семьи. Если говорить о материальном счастье, то и в наши дни встречаются обеспеченные, культурные мужчины, которые могут осчастливить комфортом сразу нескольких жен. Однако в нашу эпоху деградации, для того чтобы стать наставником даже для одной жены, нужно совершить духовный подвиг. Не говоря уже о том, чтобы возвысить сразу двух или более женщин, которые живут рядом с тобой.

Близкое общение мужчины с женщиной само по себе не способствует духовному прогрессу; наоборот, необузданный секс ведет к быстрой деградации. Поэтому еще в древние времена, когда атмосфера Земли была чиста, брать больше одной жены значило рисковать своим духовным прогрессом. Только представьте себе, насколько бесконтрольными становятся чувства мужчины, когда сразу несколько жен ему строят глазки!

Поэтому совершать духовный прогресс в семье с несколькими женами очень и очень сложно. Позволить себе это могли только святые мудрецы и святые цари. Сейчас, когда большинство мужчин даже себя не могут духовно возвысить, ни о каком многоженстве, которое привело бы к счастливой семейной жизни, не может быть и речи.

Конечно, можно рассматривать данный вопрос и с другой стороны. Сейчас, в наш век раздоров, даже жена и свекровь не могут ужиться в одной квартире, не говоря уже о двух женах сразу. Конечно, без всякого сомнения, для них это будет адом на земле. В древние же времена жены относились друг к другу иначе. Они считали друг друга самыми близкими людьми и любили друг друга, как сестры. В Махабхарате описывается случай, происшедший 5200 лет назад, когда после смерти царя Панду две его оставшиеся жены спорили, кому из них взойти на костер, а кому остаться, чтобы воспитывать детей. Каждая из них желала погибнуть, оставив другую с детьми, однако после долгих споров в костер пошла младшая.

Для нас сейчас их жизнь – как другое измерение. Даже просто посмотреть на чужого мужчину для этих целомудренных женщин считалось позором, из-за которого их жизнь теряла всякий смысл. Мы же живем в эпоху очень выраженной деградации. Что уж говорить о том, что было 5000 лет назад; все было совсем по-другому, и отношения в браке были несравненно более возвышенными.

Тогда женщины считали своего святого мужа почти что Богом и готовы были в любую минуту отдать за него жизнь. Так эти благочестивые женщины за одну жизнь очищались от всех грехов.

А мы должны быть реалистами и понимать, насколько быстро деградирует человечество. К счастью, как считают Веды, даже в эпоху деградации духовное знание способно возродить возвышенную культуру и способствовать прогрессу людей