Мы добрались с вами до третьего слова - любовь, которая сопровождает человека, всю его жизнь. Человек не может жить один, не может двигаться в одиночку, он хочет, чтобы кто-нибудь его понимал, сочувствовал, участвовал в его судьбе. Мы живем в обществе людей, мы взаимодействуем с людьми, мы просто без людей жить не можем. Но чтобы люди тебя понимали, их надо любить. «Возлюби ближнего, как самого себя» - в этом суть. Подари людям любовь своего сердца, и они ответят тебе тем же. Ты не один, тебя окружают любимые друзья. Вы вместе выбрали цель своего духовного роста, поверили в нее, решились и пошли к ней, потянулись всем сердцем, душою, зажгли в себе надежду на обязательное исполнение вашей мечты, и помчались за ней на крыльях счастья. Вы вместе, вы любите, друг друга, вы выбрали путь своей жизни и дружно прокладываете дорогу к своему счастью. Вас постоянно сопровождают и поддерживают три неразлучных сестры, три подруги: Вера, Надежда, Любовь, которые вам откроют двери Разума, Души и вечного Счастья!
Вера, надежда, любовь
Вера, надежда, любовь!
Три маяка, три ответа.
Не хватит, пожалуй, мне слов,
Чтоб выразить формулу эту.
Вера - мой амулет,
Укажет судьбу и дорогу.
Надежда – подруга и свет,
Любовь - позовут на подмогу.
Вера - стрелой полетит
К мечте, что не знает преграды,
Миры, небеса посетит,
Подарит весь мир мне в награду.
Но надобно выбрать одну
Стезю, и, увы, не простую.
Направить туда мне судьбу,
Отбросив, дорогу иную.
Ведь главное к цели дойти,
С надеждою в сердце и верой.
Нигде, не свернув по пути,
Прельстившись наградою смелой.
Соблазны в пути обогнуть,
Лень побороть потихоньку.
Трудно с пути не свернуть,
Даже, когда станет больно.
Трудно с надеждой идти,
Зная, что славы, не будет.
Не будет поддержки в пути,
И кто-то, наверно, осудит.
Только надежда, любовь
Всегда обогреют мне душу.
И вера, что вырвусь я вновь,
И жизнь для меня станет лучше.
Пусть творчество в путь позовет,
Надежда подарит мне силы,
Любовь - красоту принесет
И ляжет с душой на картины.
Поэзия вместе с мечтой
Укажут мне в «Завтра» дорогу,
И веру, позвав за собой,
С надеждой отправлюсь я в ногу.
И мудрость, познав по пути,
Открою я людям дорогу,
Как счастье с любовью найти,
Надежду, призвав на подмогу.
Я верю в себя и в любовь,
В мудрость, надежду, участье.
И пусть мне поможет Господь,
Открыть всем надежду на счастье! Елена Грин
Надежда порождает иллюзии
Полное обладание материальными благами – это иллюзия. Но большинство людей упорно закрывают на это глаза. Мы хватаемся за надежду до последнего вздоха. Но именно она становится причиной:
· Напрасного ожидания радости. Человек надеется, что в скором будущем его жизнь непременно изменится к лучшему, когда он купит квартиру, автомобиль, состоится профессионально, заведет семью и т.д.
· Страха потерять имеющееся. Когда человеку наконец-то удается заполучить желаемое, радость быстро сменяется страхом потери приобретенных благ, отношений с партнером, работы и т.д.
Надежда порождает ожидания, которым не суждено сбыться ни сегодня, ни завтра, ни послезавтра.
Мы постоянно тешим себя бесплодными надеждами, они становятся импульсом, который дает нам силы двигаться дальше, что-то преодолевать, достигать успехов.
Притча "Убить надежду"
Жил был один Мудрец, к которому многие приходили за советом. Мудрец жил отшельником, был скуп на слова, часто говорил загадками, но каждый все равно получал ответ на свой вопрос. И вот однажды явилась к Мудрецу женщина. Она была собранна и сурова, и голова ее была опущена вниз, словно там, под ногами, было что-то, что ей хотелось бы растоптать. - У меня родился ребенок, и он болен. Говорят, что болезнь врожденная, и что вылечить ее нельзя. Но я слышала, что твоя мудрость творит чудеса. Я очень на тебя надеюсь. А надежда, как известно, умирает последней. Скажи, что мне делать, чтобы мой малыш излечился? - А на что ты готова для этого? – спросил Мудрец. - На все! – пылко ответила женщина. – Я сделаю все, чтобы ребенок был здоров. - Тогда для начала убей надежду, — посоветовал Мудрец. - Что??? – вскричала женщина. – Ты советуешь мне перестать надеяться, опустить руки??? Да ни за что! - Убей надежду, — настойчиво повторил Мудрец и прикрыл глаза. Женщина шла от него, пылая праведным гневом. Она была очень обижена на Мудреца. Она возлагала на него такие надежды, а он их не оправдал, и сказал ей такое, что сразу настроило женщину против него. - Убить надежду! – яростно бормотала она. – Это надо же такое посоветовать несчастной матери? Никакой он и не Мудрец, и мудрость его – липовая. Я буду надеяться, и мой мальчик обязательно выздоровеет! И женщина отправилась к докторам. Доктора осмотрели его и сказали, что болезнь тяжелая, и лечить ее долго и трудно, но есть надежда. - Значит, все-таки есть! – обрадовалась женщина и напряженно стала ожидать чуда. После лечения ребенку стало лучше, но болезнь никуда не ушла – просто затаилась на время, а потом вспыхнула с новой силой. - Ничего не можем сделать, — развели руками врачи. – Только поддерживать. А потом, всегда есть надежда, что вот-вот изобретут новейшее лекарство, и тогда… Но женщина решила не ожидать новейшего лекарства, а понесла ребенка к бабкам, экстрасенсам и прочим целителям. Она надеялась, что уж или народная медицина, или сверхъестественные способности подействуют на болезнь. Но ни отливание воска, ни нашептывание на воду, ни пассы над телом ребенка не оправдали ее надежд. Тогда женщина решила поехать в монастырь, где была чудотворная икона и помолиться перед ней о выздоровлении ребенка. Она и свечи ставила, и молебны заказывала, и молилась денно и нощно, но когда вернулась домой, никаких изменений не обнаружила – дитя все так же болело. Больше обращаться было не к кому – похоже, ее надежда умерла. - Мудрец! – вспомнила она. – Это он убил мою надежду. Надо пойти и высказать ему все, что я о нем думаю. Она прибежала к Мудрецу поздним вечером, когда было уже темно, а на небе горели звезды. Но он не спал – сидел у порога и словно бы ждал ее. - У меня больше нет надежды! – гневно крикнула она. – Это ты во всем виноват! Ты зародил во мне зерно сомнения! Зачем ты сказал мне тогда эти слова? Если бы я и дальше надеялась, то все бы изменилось… - Ничего бы не изменилось, — покачал головой Мудрец. – В тебе было очень много Надежды, но совсем не было Веры. А значит, и результат был неоднозначный – так, 50 на 50. - О чем ты говоришь? – устало спросила женщина. – Ведь надеяться на Чудо – это единственное, что мне оставалось. - Нет. Был и другой выбор – ВЕРИТЬ в Чудо. Верить в то, что оно непременно случится. Верить в то, что Всевышний посылает тебе именно то, в чем ты нуждаешься для совершенствования души. Надежда – это зыбкие волны, Вера – это твердыня и опора. Надежда – это порхающие светлячки, Вера – это мощный маяк. То, на что мы надеемся – может произойти, а может и нет. То, во что мы верим, происходит всегда. Во что ты верила до сих пор, женщина? - В то, что нам помогут, — тихо ответила она. – В то, что найдется какой-то человек, или лекарство, или еще какой-нибудь способ уничтожить болезнь. - И это проявлялось в твоей жизни, - кивнул Мудрец. – Но ты не верила в конечный результат. Просто надеялась… - Я не надеюсь больше, — сказала она. – Я исчерпала запасы своей надежды до дна. - И теперь тебе остается два пути: или впасть в отчаяние и обозлиться на весь мир, или начать, наконец, ВЕРИТЬ. Во что ты хочешь верить сейчас? – спросил Мудрец. - Я уже не знаю, — покачала головой женщина. – В голове моей полный сумбур и нет ни одной связной мысли. - Посмотри на звезды, — предложил Мудрец. – Можно ли надеяться, что они были созданы для нас? Нет, нам не дано знать замысел Творца. Но в это можно верить! И тогда для тебя так и будет, и душа твоя наполнится светом звезд. Я вот – верю, что это так, и мне приятно думать, что звезды светят для меня. - А говорили, что ты немногословный, — вдруг вспомнила женщина. - Я разговариваю только с теми, кто способен меня услышать, — ответил Мудрец. – С теми, кто потерял Надежду, но готов обрести Веру. Так во что ты хочешь верить? - В то, что Всевышний нам поможет, — чуть помедлив, сказала женщина. – В то, что я справлюсь – как бы не повернулась ситуация. В то, что мой малыш может быть счастливым – даже если он никогда не поправится! Я верю в это, и никто не сможет отобрать у меня мою Веру! Я верю в себя, верю в моего мальчика, и верю, что все сложится наилучшим для нас образом! - Я рад за тебя, женщина. И теперь я пойду отдыхать, а ты отправляйся домой – к своему ребенку. У вас все будет хорошо. Я в тебя верю. И Мудрец скрылся в своей хижине. А женщина пустилась в обратный путь, но теперь она смотрела не под ноги, а в небо – туда, где мерцали звезды. - А еще я верю, что вы созданы для меня! – сказала она звездам и пошла дальше, чувствуя, как душа ее наполняется звездным светом. |
НАДЕЖДА – обращение человека в будущее, предчувствие чего-то жизненно важного для него. С одной стороны, надежда робкая, тихая, неуверенная, суеверная, серьезная, а с другой стороны — легкомысленная, ветреная и даже буйная. Надежда в русской языковой картине мира характеризуется в основном положительными эмоциями «радость», «счастье», «восторг», «утешение».
Итак, надежда – это эмоциональное переживание, возникающее при напряженном ожидании желаемого и предвосхищающее вероятность его свершения. В философии – важнейший модус духовности человека, в психологии – это вид духовных потребностей, поднимающих человека над обыденным.
В жизни человека надежда играет существенную роль в его становлении, является важной ступенью его внутреннего развития. Надежда – это те силы, которые непосредственно изнутри строят нас, поддерживают жизнь, они позволяют держаться и находить выходы из самых сложных ситуаций.
ОТЧАЯНИЕ – отсутствие надежды, ощущение безысходности, отсутствие перспективы, состояние крайней безнадёжности, переживание жизненного краха. Это состояние включает гамму чувств: тоску, страх, ужас, гнев, ярость, ощущения бессмысленности существования, депрессию, характеризует психическое самочувствие отдельных людей и социальных групп, обычно указывает на серьёзный психологический кризис личности или её сложную жизненную ситуацию.
Объективные причины отчаяния – природные катастрофы и социальные катаклизмы, неизлечимые болезни и утрата близких, неудачи в работе, творчестве, личной жизни.
Субъективные причины отчаяния – отсутствие или слабость нравственно-психологических установок на преодоление несчастий, потеря воли, неумение или нежелание поступиться своими интересами. Отчаяние – спутник тяжёлого кризиса личности, род душевного страдания исключительной силы, которое невозможно слишком долго переносить.
Выход из этого состояния неоднозначен: от духовного обновления до моральной деградации, от полной потери интереса к жизни до совершения безрассудных поступков, включая преступления и др.
Синонимы к слову НАДЕЖДА: ожидание, упование, вера, чаяние, предвкушение, предчувствие, перспектива, шанс, мечта, иллюзия.
Глагольная сочетаемость и выражения: в надежде, возлагать надежды, тешить себя надеждой, лишиться надежды, льстить себя надеждой, питать надежду, подавать надежду, терять надежду, не оправдать надежд, не оставлять надежды, внушать надежду, вселять надежду, выражать надежду, жить надеждой, дать надежду, надежда умирает, надежды рухнули, мелькнула надежда, теплится надежда.
Эпитеты: тщетная, робкая, призрачная, смутная, слабая, напрасная, затаённая, несбыточная, обманчивая, трепетная, потаённая, зыбкая, отчаянная, безумная, тайная, безотчётная, наивная, единственная, тоскливая, неистребимая, безрассудная, последняя, неясная, радостная, ложная, сладостная, сумасшедшая, крохотная, мизерная, неопределённая, шаткая, слепая, упрямая, потерянная, хрупкая, бессмысленная, глупая, неуверенная, ничтожная, бесплодная, внезапная, жалкая, необъяснимая, светлая, маленькая, пустая, главная, туманная.
Синонимы к слову ОТЧАЯНИЕ: уныние, упадок духа, безнадежность, печаль, безнадежность, тоска.
Глагольная сочетаемость и выражения: предаваться отчаянию, отчаяние овладело, отчаяние охватило, приходить в отчаяние, отчаяние придало, отчаяние отступило, отчаяние ушло, отчаяние исчезло, довести до отчаяния, чувствовать отчаяние, быть в отчаянии, смениться отчаянием.
Эпитеты: безысходное, бессильное, беспросветное, безнадёжное, беспредельное, безутешное, немое, безмолвное, безмерное, безумное, неподдельное, беспомощное, безграничное, тоскливое, горькое, неистовое, крайнее, смертельное, невыносимое, бездонное, тихое, яростное, всепоглощающее, полное, растущее, мрачное, глубокое, неописуемое, бесконечное, страшное, жуткое, холодное, усталое, настоящее.
Афоризмы и высказывания известных людей
· «Надежда – продукт воображения. Отчаяние – тоже. Отчаянию слишком живо рисуются возможные беды; надежда – это энергия, и она побуждает ум использовать все способы борьбы с ними». Торнтон Уайлдер
· «Только из глубины отчаяния может родиться надежда». Вальтер Беньямин
· «Надеяться всегда лучше, чем отчаиваться». И. Гёте
· «Даже когда мы отчаиваемся, мы все еще надеемся». Р. Гурмон
· «Надежда была бы величайшей из сил человеческой души, если бы не существовало отчаяния». В. Гюго
· «Часто из самого отчаяния рождается надежда. Курций
· «Вечно надеяться, никогда не отчаиваться — таково свойство человека большой души». Луций Флор
· «Никогда, ни в каких случаях не надо отчаиваться. Надеяться и действовать – наша обязанность в несчастии. Бездеятельное отчаяние – забвение и нарушение долга». Б. Пастернак
· «То, что мы называем отчаянием, часто – всего лишь острая досада из-за обманутых надежд». Джордж Элиот
· «Как бы плохо ни приходилось, никогда не отчаивайся, держись, пока силы есть». А. Суворов
· «Надежда — посох любви: отправляйся, вооружившись им против внушений отчаяния». Уильям Шекспир.
· «Если бы страдающий, угнетенный человек потерял веру в свое право презирать волю к власти – он вступил бы в полосу самого безнадежного отчаяния». Ф. Ницше.
· «Надежда была бы величайшей из сил человеческой души, если бы не существовало отчаяния». В. Гюго.
· «Отчаяние — мать безумия». Б.Джонсон
· «Тот, кто никогда не надеялся, не может отчаяться». Б.Шоу
· «Надеяться всегда лучше, чем отчаиваться». И.В.Гете
· «Великое отчаяние порождает великую силу». С.Цвейг
· «Отчаяние - это страх без надежды». Р.Декарт
· «Вся мудрость жизни заключена в двух словах: ждать и надеяться». А.Дюма
· «В сердце человека запас надежд неистощим». Геродот
· «Надежда на себя — основание храбрости». А. Суворов
Пословицы и поговорки
· Без надежды – что без одежды: и в теплую погоду замерзнешь.
· Без одежды, но не без надежды.
· Взойдет солнце и перед нашими воротами.
· Впереди надежды, позади неудачи.
· Где жизнь, там и надежда.
· Жить без надежды — радости не знать.
· Кто на свою силу надеется — не угрожает. (абхаз)
· Кто надежду потерял, тот жить недостоин. (укр)
· Надежда окрыляет, обман убивает.
· Надежда умирает последней.
· Надежда – крепость.
· Надеждою жив человек.
Аспекты анализа
Глагол «чаяти» в древнерусском языке имел значение «ожидать, надеяться». От него и произошли слова ОТ-ЧАЯТЬ-СЯ, то есть лишить себя надежды и ОТ-ЧАЯНИЕ, то есть состояние, связанное с утратой надежды, безНАДЕЖность, безысходность. Антонимичная природа этих понятий уводит нас к древним мифам.
Пандора была создана богами в отместку за поступок Прометея. Разгневанный Зевс, поняв, что люди получили искры божественного огня, решил сгубить род человеческий. Любопытная Пандора открыла сундук, из которого по земле расползлись людские пороки и бедствия. Лишь надежда осталась лежать на дне. Жестокие боги лишили людей этого света. Так на земле воцарилось отчаяние. Как видим, уже в античности обыгрывались отношения между двумя состояниями человеческой души. И эта традиция так или иначе продолжает жить в литературе. Творческая мысль писателей высвечивает различные грани людских судеб, познавших отчаяние и надежду.
Есть произведения, где первоначальное благополучие и надежды на счастливую, беспечную жизнь разбиваются. Им на смену приходит отчаяние. Мы расстаемся с героями, размышляя о том, как дальше сложатся их судьбы. Таков пример госпожи Простаковой, чьи надежды на сына Митрофанушку разбиваются (Д.И. Фонвизин «Недоросль»). В мечтах своих она надеялась видеть его богатым помещиком, счастливым семьянином, облеченным властью вельможей. Но известен финал: неблагодарный сын, невоспитанный и необразованный барчук отталкивает от себя мать: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…» И справедливость приговора: «Вот злонравия достойные плоды!» – не умаляет сочувствия зрителя и читателя к отчаянию обманутой матери.
Н.М. Карамзин («Бедная Лиза») заставил читающую публику размышлять над судьбой крестьянки Лизы. Молодой дворянин Эраст подарил девушке надежду, что они будут счастливы, ибо для любви нет препятствий. Даже сословные различия, по словам влюбленного, не могли быть причиной разлуки. Лиза без сомнений отдала всю себя любви, доверилась чувствам. Какой жестокий поворот судьбы – узнать, что возлюбленный помолвлен с другой! Разбитые надежды, обманутая любовь ведут к гибели героиню повести. Не в силах пережить обман, наивная влюбленная девушка попадает в плен отчаяния: «Мне нельзя жить, — думала Лиза, — нельзя!.. О, если бы упало на меня небо! Если бы земля поглотила бедную!.. Нет! небо не падает; земля не колеблется! Горе мне!». Смерть Лизы повергает в отчаяние и вероломного Эраста: «Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею». Однако светлая мысль о нерушимости настоящей любви завершает повесть. Вновь и вновь приходит повествователь на могилу Лизы. Сначала с Эрастом, поведавшим эту историю, а после его смерти сам. Изливая нежную скорбь о судьбе героев, добрый рассказчик все же дарит надежду читателю: «Теперь, может быть, они уже примирились...».
Тема утраченной надежды звучит и в «Станционном смотрителе» А.С. Пушкина. Отчаяние охватывает Самсона Вырина, узнавшего о побеге любимой дочери. «Я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину — и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика», – таким видит повествователь станционного смотрителя, еще не зная драмы, развернувшейся здесь совсем недавно. История несчастного отца, лишенного надежды быть рядом с дочерью, одиноко доживающего свой век, является яркой иллюстрацией того, как отчаяние сводит в могилу.
Изучая повесть Пушкина, мы сопоставляем ее с библейской «Притчей о блудном сыне». Финал притчи наполнен ликованием – ведь надежды престарелого отца на возвращение скитальца осуществились. Пушкин предлагает иной вариант, полный слез и горечи. Слезы Дуни на могиле отца уже ничего не исправят. Надежды нет, отчаяние одерживает верх.
Традиционная для русской литературы тема «маленького человека» требует от писателя пристального внимания к внутреннему миру изображаемых героев. И все герои так или иначе показаны в ситуации безнадежности, в отчаянном положении. Таков не только Самсон Вырин – таков и Акакий Акакиевич, чье плачевное существование вызывает презрение окружающих и горькую усмешку Гоголя (Н.В. Гоголь «Шинель»).
Отчаянно Акакий Акакиевич пытается раздобыть средства на новую шинель: «Акакий Акакиевич думал, думал и решил, что нужно будет уменьшить обыкновенные издержки, хотя бы, по крайней мере, в продолжение одного года: изгнать употребление чаю по вечерам, не зажигать по вечерам свечи...; ходя по улицам, ступать как можно легче и осторожнее, по камням и плитам, почти на цыпочках, чтобы таким образом не истереть скоровременно подметок... Надобно сказать правду, что сначала ему было несколько трудно привыкнуть к таким ограничениям, но потом как-то привыклось и пошло на лад; даже он совершенно приучился голодать по вечерам; но зато он питался духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели». Герой лишает себя всего и, когда вожделенная цель осуществляется, на несколько дней обретает надежду почувствовать себя человеком уважаемым, весомым, заметным.
Но отчаянье вновь настигнет Башмачкина. Измученный духовно и физически, не сможет он отстоять свою шинель. Болезнь, которая свела героя в могилу, – это не только «грудная жаба», это потеря надежды, цели в жизни, невозможность преодолеть свою никчемность.
Отчаянно искал Гоголь человека в Башмачкине: «Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное». Отчаянно искал писатель человека в Петербурге: мир шинелей, мундиров, значительных и незначительных лиц, призраков, а не людей открывался ему день за днем. Лишь однажды мелькнула в этом мире искра гуманности: молодой человек, увидев обиженного сослуживцами Башмачкина, «вдруг остановился, как будто пронзенный, и с тех пор как будто все переменилось перед ним и показалось в другом виде. Какая-то неестественная сила оттолкнула его от товарищей, с которыми он познакомился, приняв их за приличных, светских людей. И долго потом, среди самых веселых минут, представлялся ему низенький чиновник с лысинкою на лбу, со своими проникающими словами: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» — и в этих проникающих словах звенели другие слова: «Я брат твой». И закрывал себя рукою бедный молодой человек, и много раз содрогался он потом на веку своем, видя, как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости в утонченной, образованной светскости, и, Боже! даже в том человеке, которого свет признает благородным и честным...». Но разве исключения не являются подтверждением правил? Без надежды смотрим мы на людей, гибнущих морально и физически в мире Петербурга, созданном Гоголем.
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Не менее отчаянно ищут возможности выжить в Петербурге и «маленькие люди» Ф.М. Достоевского. «Униженные и оскорбленные» – так определяет писатель людей, чье бедственное положение ставит их перед отчаянным выбором: стать жертвой или пожертвовать таким же, как ты. Раскольников, случайно встреченный им пьяница Мармеладов, умирающая от чахотки и безысходности Катерина Ивановна, загубленная кем-то девочка на бульваре, женщина, которая бросилась с моста в реку, тихая мученица Соня существуют в мире отчаяния, где надежда прячется, ускользает, где разобраться «вошь я или человек» сможет лишь тот, кто попробует эту надежду найти.
Из чего рождается надежда? Что служит благодатной почвой для того, чтобы человек воспрянул духом, поверив в лучшее? Очень часто в этом, как ни странно, помогает отчаяние. Именно оно рождает надежду. Случается, что человеку необходимо пережить отчаяние, чтобы возродиться из пепла разочарования к новой жизни.
Ощущение безысходности, состояние крайней безнадёжности переживает Сонечка Мармеладова после нравственного падения. Страдание от осознания своей греховности, которое она несет до встречи с Раскольниковым, переживание духовного краха совершенно для неё безысходно, катастрофично, чревато самоубийством или сумасшествием. И когда Раскольников, настаивая, что никого героиня своей жертвой не спасает, что разумнее было бы сразу «прямо головой в воду», он вдруг понимает: мысль о самоубийстве для Сонечки вовсе не новая. Она не удивилась предложению Раскольникова, она много раз и серьёзно обдумывала в состоянии отчаяния, «как бы разом покончить». И он понял, до какой чудовищной боли истерзала её мысль о бесчестном и позорном её положении.
Сонечка у Достоевского в такой же степени нуждается в надежде на воскресение, как и Раскольников. Её «путь» без него – это тоже тупик, как и его «путь» без неё. Они в равной степени дают друг другу надежду на исцеление. Воскресение героини начинается в тот момент, когда Раскольников, наклонившись, поцеловал её ногу. В ужасе она отшатнулась от него, понимая насколько она греховна, насколько нельзя её простить. «Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился», – с этого раскольниковского поклона-поцелуя обретает Сонечка надежду на искупление греха, потому что увидела себя со стороны, глазами Раскольникова и поняла значение своего страдания как искупления. А назавтра, в эпизоде признания Раскольникова, Соня «возвращает» и герою надежду на искупление его смертного греха. «Страдание принять и искупить себя им, вот что надо», – в этом ответе на отчаянный вопрос Раскольникова: «…что теперь делать, говори!» – её собственная боль и её надежда. Герою предстоит перенести слишком многое, чтобы вернуться в мир людей. Способен ли на это возвращение Раскольников? В финале романа Достоевский дает надежду на такое возвращение – лишь надежду. Чтобы начать снова жить, необходимо ПОКАЯНИЕ. Покаяние – это древнейший обряд очищения души, дающий согрешившему надежду на спасение, шанс начать жизнь еще раз. Покаяние – это самоотречение, за которым следует искупление. Это мучительно долгий труд. Идея заставила Раскольникова против его воли пролить человеческую кровь, стеной встала между ним и миром, навеки отделила от матери и сестры. Он страдает, он мечется в исступлении, чувствуя, что происходит что-то страшное. Его отчаянию нет границ. А количество жертв растет: «взяли» некоего Микиту – уже четвертая жертва. Пятой станет Пульхерия Александровна – она не смогла пережить случившегося с любимым сыном. И только после сна о моровой язве появляется надежда, что Раскольников может найти путь к людям.
Аркадий Иванович Свидригайлов – насильник и убийца, сластолюбец и растлитель, исчадие ада. Почему он терпит крах? Почему он потерял уверенность и надежду на будущее? Последний шанс Свидригайлова добиться Дунечки рассеялся, как дым, когда та выстрелила в него. Он увидел в этот момент её глаза и понял – никогда она не станет его. Только Дуня могла помочь ему, только её руку он бы принял. Лишившись этой последней возможности исправить свою жизнь, Свидригайлов уходит. Он отчаялся, разочаровался в жизни, потерял смысл существования. Познав все бездны тьмы, он подошел к тупику, выход из которого только один – смерть. Именно поэтому этот герой совершает самоубийство, не веря в возможность, да и не желая возродиться. Его самоубийство – это акт человека, который убедился, что в нем нет Бога, а значит, нет надежды.
Да, с точки зрения общественной морали Сонечка – уличная, продажная женщина, преступница. Но ни один человек не страдает по её вине – лишь она сама. Она мученица. Надежда — последнее, что умирает в человеке. С этим сложно не согласиться, ведь пока надежда жива – жив и человек. Но когда погибает душа, угасает и надежда. Души Лужина и Свидригайлова давно мертвы. Потому и нет надежды на исцеление. Душа Сонечки больна, но еще жива. И жива вера, что она все преодолеет.
Мир, в котором живут герои Достоевского, – это мир отчаяния, лишений. Это мир одиноких сердец и беспомощных слез. Кажется, сама судьба определила людям страдание, несчастье. И как они ни бьются, ни карабкаются из последних сил, им никуда не выбиться. Надежда оставила их. Она там, в том сундуке Пандоры, запертая крепкими запорами. Нет сил, которые поддержат человека, поднимут его над обыденным и помогут найти выход из самых сложных ситуаций. Хотя бы иллюзорный выход.
Достоевский писал о муках и несчастьях, об отчаянии и надежде. Страдая, его герои обретали надежду или гибли, совершая самоубийство, не способные найти путь к ней. Он подводил героев к последней черте и судил не поступки, а душу. Тем героям, у кого осталась хоть искра воли и интереса к жизни, он давал надежду на духовное очищение и счастье через страдание.
Сам Петербург, «вонючий, грязный, зараженный пыльным воздухом», вызывает отчаяние и провоцирует героев не преступление. Даже реки в этом Петербурге не явление природы, не прекрасное Божье творение, но скованная злой волей города его часть. Само пространство провоцирует состояние крайней безнадежности, ощущение бессмысленности существования. И только в финале пейзаж меняется: появляется простор, бескрайние виды, живая и мощная, не скованная гранитом сибирская река. Это – знак перемены в судьбах героев, знак надежды.
Однако в произведениях литературы есть и иные примеры, когда надежда помогает пересилить отчаяние. Такие произведения пробуждают в нас веру в силу человеческого духа, величие его души.
Обратимся к небольшому рассказу А.И. Куприна «Чудесный доктор».
Отчаявшийся чиновник Мерцалов приходит в городской парк с мыслью о самоубийстве. Читателю понятно состояние героя: недавно он перенес тяжелую болезнь, потерял работу, умерла маленькая дочь. Семья живет в бедности, убогое жилище напоминает подземелье. Дети и жена живут впроголодь. И хотя никто не попрекает главу семейства в бездействии, сам он выносит себе приговор.
Незнакомец в парке поинтересовался причиной уныния Мерцалова и вызвал приступ отчаянной злобы героя. Всегда сдержанный и застенчивый, теперь герой не в силах сдерживать свое горе, свой гнев. Каково же было удивление чиновника, когда собеседник не только не рассердился, но вызвался помочь. Вскоре профессор Пирогов (именно он оказался случайным собеседником Мерцалова) уже осматривал больную Машутку и выписывал рецепт, дети отправились покупать еду на полученные от доктора деньги, а в сердцах чиновника и его жены зародилась надежда на будущее. «Дай Бог, чтобы наступающий год немного снисходительнее отнесся к вам, чем этот, а главное – не падайте никогда духом», - с этими словами профессор Пирогов покинул подвал, где жили Мерцаловы. «Благодетельным ангелом», вырвавшим людей из лап отчаяния, подарившим надежду, стал неравнодушный человек.
Тяжелая жизненная ситуация, провоцирующая отчаяние, сложилась и у героев рассказа О. Генри «Дары волхвов»: «Делла трижды пересчитала деньги. Один доллар и восемьдесят семь центов... А завтра — Рождество.
Ясное дело, что ничего другого не оставалось, как хлопнуться на маленькую потертую софу и разреветься. Делла так и сделала — из чего можно вывести заключение, что вся наша жизнь состоит из слез, жалоб и улыбок, с перевесом в сторону слез». Но отчаяние длилось лишь несколько минут. И вот мы уже видим Деллу, которая, приняв серьезное решение, выбегает из нищенской квартиры. Она не позволит отчаянию омрачить праздник. Подарок на Рождество для Джима обязательно будет! И какой подарок!!! «Ну, Джим, разве не прелесть? Имей в виду, что я перерыла буквально весь город. Теперь ты сможешь вынимать их сто раз в день. Дай-ка сюда часы! Я хочу посмотреть, как они выглядят с цепочкой!» И даже осознание того, что подарок не пригодится любимому, ибо часы проданы, не способно омрачить прекрасный вечер, порыв любви и нежности. О. Генри называет героев двумя глупыми детьми, «которые самым немудреным образом пожертвовали друг для друга самыми прекрасными сокровищами своего дома». И в этих словах слышится не укор, но восхищение. Это восхищение желанием влюбленных дать друг другу надежду на будущее благополучие, веру в лучшее. Это восхищение бескорыстной любовью.
Путь от отчаянья к надежде проходит и Эдмон Дантес, герой романа А. Дюма «Граф Монте-Кристо». Преданный теми, кого считал друзьями, молодой моряк в день свадьбы оказался в страшной тюрьме замка Иф. Отчаянно пытался он добиться справедливого суда – вновь предан, вновь жертва. Из лап отчаянья Дантеса спас мудрый аббат Фариа. Беседы узников рождают не только дружбу. Слушая Фариа, Дантес обретает надежду на спасение.
Новая жизнь начнется для молодого человека, когда он вернется в мир. Жажда мести будет утолена – а дальше? Смысл своей жизни таинственный граф Монте-Кристо будет находить в том, чтоб поддерживать свет угасающей надежды, раздувать ее пламя для тех, кто, как он когда-то, оказался в отчаянном положении. Нельзя жить без надежды, и нет дела благороднее, чем дарить надежду оказавшимся в нужде, - таков посыл романа французского писателя.
Особое место в ряду произведений, затрагивающих тему отчаяния и надежды, следует отвести произведениям, герои которых прошли через горнило Великой Отечественной войны. В каждом из этих произведений жизнеутверждающая мысль: нельзя терять надежду, нельзя терять веру в победу.
Стихотворение К. Симонова «Жди меня» состоит из трех частей.
В первой части лирический герой рассказывает о том, как тяжело и грустно ждать любимого с фронта – времена года сменились, письма перестали приходить, многие женщины уже отчаялись, разуверились в том, что их солдат вернется.
Вторая часть – кульминация, развивающая идею: уже и ее любимого никто не ждет. Мать, родители, ребенок – все поверили в то, что его нет, и поминают его душу.
Третья часть – это награда за ожидание, светлые мотивы. Герой выжил и возвращается именно благодаря тому, что его так горячо и верно ждали.
Таким образом, К. Симонов пробуждает в читателе понимание, каким губительным может быть отчаянье, какой сильной может стать спасительная надежда.
М. Шолохов, представляя на суд читателя рассказ «Судьба человека», раскрывает не только тему героизма, гуманности. Звучит в произведении и тема надежды и отчаянья. Автор проводит героя через испытания, которые способны лишить человека желания жить, желания любить, желания оставаться человеком. С начала войны каждое событие в жизни Андрея Соколова – повод отчаяться: горькое расставание с женой, чувство обиды и вины за то, что оттолкнул на вокзале, ранение, плен, известие о гибели семьи, одиночество: «Похоронил я в чужой, немецкой земле последнюю свою радость и надежду, ударила батарея моего сына, провожая своего командира в далекий путь, и словно что-то во мне оборвалось».
Судьба Соколова обошлась с ним жестоко, ломала героя, но не победила. Выстоять в жизни, где не осталось ничего, Андрею Соколову помог маленький мальчик-сирота: «Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети». И сразу у меня на душе стало легко и как-то светло. Наклонился я к нему, тихонько спрашиваю: «Ванюшка, а ты знаешь, кто я такой?» Он и спросил, как выдохнул: «Кто?» Я ему и говорю так же тихо: «Я — твой отец».
Ванюшка, усыновленный Соколовым, помог преодолеть боль, страх, залечить нанесенные судьбой раны и обрести надежду, смысл жизни.
Многие школьники, мы надеемся, вспомнят, работая над направлением «Надежда и отчаянье» и замечательную «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого. Ампутация обмороженных ног стала единственным способом спасти жизнь боевому летчику. Но она же лишила его надежды вновь сесть за штурвал самолета. После ампутации ног Алексей уходит в себя и молчит. Слушая сводки с фронта, Алексей завидует летчикам. Алексей боится, что его девушка Ольга отвернется от него, узнав об инвалидности. От переживаний Алексей чахнет и худеет. Отчаянье, переживаемое героем, передается читателю.
Распрощаться с мечтой о небе для Мересьева немыслимо. Алексей продолжает слабеть. Его ничего не радует. Однажды ему дали прочесть статью о летчике, который сидел за штурвалом без одной ноги в Первую мировую войну. Эта история дает Алексею надежду, что и он сможет летать, используя протезы. Алексей начинает тяжелый путь в небо.
Встать на протезы мало, Алексей делает гимнастику, чтоб тело обрело былую силу, учится танцевать. Уже тогда он вновь понимает, что надежда, шанс вернуться в строй у него есть. Однако решение должны принять военные врачи.
Одним из трогательны моментов в повести становится эпизод, когда Мересьев слышит безнадежное: «Да как же ты полетишь без ног? Чудак! Нет уж, брат, по пословице: "Из безногого танцора не выйдет". В ответ на эти слова Мересьев пустился по приемной в пляс. Потом, когда никто не будет видеть, он застонет от боли, но сейчас на его лице улыбка. Он одержал победу, ему разрешили вернуться в строй.
Обретенная героем надежда привела его к новым победам. Он стал лучшим летчиком в полку, командиром эскадрильи, счастливым мужем и отцом.
Безусловно значимое место в литературе, в том числе с точки зрения раскрытия таких важных понятий, как «надежда» и «отчаяние», занимает глубоко философский и нравственный роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Есть люди, которые совершая предательства, чувствуют себя совершенно спокойно. Они не страдают нравственно, не испытывают печали и тоски. Иуда не страдает, не предается отчаянию, предав Иешуа. Но Понтий Пилат заранее знает, что вместе с гибелью бродячего философа настанут и его собственные мучения. «Мысли понеслись короткие, бессвязные и необыкновенные: «Погиб!.., потом «Погибли!..» и какая-то совсем нелепая среди них …о бессмертии, причем бессмертие почему-то вызывало нестерпимую тоску». Мысль о бессмертии заставила его похолодеть на солнцепеке, породила в душе ужас и отчаяние. Он даже пригрозит Каифу: «Не будет тебе отныне покоя! Ни тебе, ни народу твоему…». Бессмертием часто наказывался человек, совершивший зло в жизни. А тут еще и Левий Матвей ответил отказом на просьбу прокуратора служить ему («У меня есть большая библиотека, я очень богат и хочу взять тебя на службу»). «Нет, – ответил Матвей, – тебе не очень-то легко будет смотреть в лицо мне после того, как ты его убил».
Когда же Понтия покинет отчаяние и обретет он надежду? В «Эпилоге», во сне Ивана Понырева, который видит на лунной дороге человека в белом плаще с кровавым подбоем и рядом с ним молодого человека в разорванном хитоне. Понтию Пилату недостаточно, что его простили. Душа его успокоится только тогда, когда Иешуа скажет, что казни не было.
В романе есть герой, который не назван по имени. Он сам и окружающие называют его Мастером. На его долю тоже пришлись страшные мучения и не однажды охватывало безмерное отчаяние. Роман о Понтии Пилате не был принят к печати, все, кто его читал (редактор, критики) обрушились на Мастера с разгромными статьями. Особенно неистовствовал Латунский. Редактор добивается от мастера, кто надоумил его сочинить роман на такую запрещенную тему. А тут еще журналист-доносчик Алоизий Могарыч – «неожиданный друг». И на Мастера сходит страх. Та внутренняя свобода, которая заставила его обратиться к роману о Понтии и Иешуа, теперь подавляется страхом. Он в полном отчаянии, на грани психического заболевания. Читатель понимает, что «с половины октября до половины января» он был на Лубянке. Обычно оттуда не возвращались. Но Мастера, вероятно, посчитали сумасшедшим. Единственным спасением и надеждой на жизнь он теперь считает клинику Стравинского: «Я вспомнить не могу без дрожи свой роман». И от Маргариты готов отказаться тоже – не подал ей весточку из «дома скорби». О себе говорит: «Я неизлечим». До какой стадии отчаяния дошел герой! Он сломлен окончательно. Роман, который недавно был смыслом его существования, ему ненавистен. Мастер не заслужил света, так как не сумел бороться за свое детище, за свой роман до конца, отступил, сдался.
А Маргарита живет надеждой найти и вернуть своего Мастера. Много месяцев не знает она, что с ним, готова дьяволу душу заложить. С достоинством вынесет ночь на балу у сатаны. Даст твердую надежду Фриде и поможет ей. И будет вознаграждена самим Воландом. Сила ее в том, что она не теряла надежды, не отчаивалась, боролась до конца.
Александр Грин «Зелёная лампа»
Этот небольшой рассказ отлично подходит к направлению «Надежда и отчаяние». Мотив надежды в рассказе является одним из ведущих. Главный герой Джон Ив надеялся в Лондоне найти работу, потому что именно для этого он приехал из Ирландии в Англии. И неизвестно, что бы стало с Джоном, ведь заработать денег в Лондоне он так и не смог, но повстречал двух богатых - Стильтона и Реймера. Они хотели сделать из Джона Ива живую игрушку. Друзья ежемесячно обещали выдавать Иву определенную сумму денег, чтобы он мог жить в квартире и каждый вечер включать, стоящую на окне, зеленую лампу. Друзья некоторое время наблюдали за окном, в котором каждый вечер загорался зеленый свет, а потом забыли о своей шутке. Но не забыл об этом Джон Ив, он получил возможность иметь крышу над головой и проводить время так, как он хочет. Постепенно надежда на то, что Джон сможет найти достойное место в обществе стала обретать зримые очертания. Ив выучился на врача и разбогател, и однажды он встретил в больнице больного Стильтона, который в то время разорился и заболел. Именно Стильтон понял теперь, что надежда даёт человеку жизнь и желание что-либо делать.
Источник: https://4ege.ru/sochinenie/58368-aleksandr-grin-zelenaya-lampa.html
Неоправданные надежды. "Девочка со спичками" Х.К. Андерсен.
ЧИТАТЬ РАССКАЗ "ДЕВОЧКА СО СПИЧКАМИ"
Надежда сильнее обстоятельств. Д. Митчелл "Облачный атлас"
Действие романа происходит в антиутопическом государстве Ни-Со-Копрос, которое развилось на территории современной Кореи. В этом государстве общество делится на две группы: чистокровных (людей, рождённых естественным путём) и фабрикантов (людей-клонов, выращенных искусственно в качестве рабов). К ним относятся очень негуманно и жестоко: не считают людьми, их уничтожают, как сломанную технику. В центре внимания автора находится героиня Сонми-451, которая волей случая оказывается вовлечённой в борьбу с государством. Когда она узнает страшную правду о том, как по-настоящему устроен мир, Сонми не может больше молчать и начинает сражаться за справедливость. Это становится возможным только благодаря неравнодушным «чистокровным», понимающим несправедливость такого разделения. В ожесточённой схватке убивают ее товарищей и любимого человека, а Сонми приговаривают к смертной казни, но перед смертью она успевает рассказать свою историю «архивисту». Это единственный человек, который услышал ее исповедь, но именно он потом изменил мир. Мораль этой части романа заключается в том, что, пока существует хотя бы один человек, для которого гуманизм – не просто слово, надежда на справедливый мир не угаснет.
А. Грин «Алые паруса».
В повести автор развивает свою давнюю мысль о том, что людям необходима вера в сказку. Она будоражит сердца, не дает успокоиться, заставляет страстно желать такой романтической жизни. Писатель был убежден, что если отнять у человека надежду, то исчезнет самая главная потребность, рождающая культуру, искусство и желание борьбы во имя прекрасного будущего.
Маленькая мечтательница Ассоль живет в нехитром мире среди игрушек, созданных ее отцом Лонгреном, а позже сама начинает творить маленькие чудеса: Ассоль мечтает «изловчиться, чтобы (у нее) на доске сама плавала лодка, а гребцы гребли бы по-настоящему; потом они пристают к берегу и честь честью, точно живые, сядут на берегу закусывать». Грей также попадает в неизведанный мир, потому что ему душно и тесно в фамильном замке, где его гнетут условности света. Юноша стремится в бурную стихию морской жизни и добивается своего: «...Грей шел к цели со стиснутыми зубами и побледневшим лицом. Он выносил беспокойный труд с решительным напряжением воли, чувствуя, что ему становится все легче и легче по мере того, как суровый корабль вламывался в его организм, а неумение заменялось привычкой».
Неукротимая вера в мечту, надежда на светлое будущее не оставляет героев даже в самые трудные минуты: Ассоль преодолела насмешки, издевки, жестокость окружающих и дождалась свои алые паруса. А Грей сумел подарить чудо возлюбленной, воплотив её мечту в реальность. Надо только очень желать, чтобы мечта осуществилась, стремиться к намеченной цели, трудиться для ее воплощения в жизнь.
М.Ю. Лермонтов "Мцыри"
Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» является романтическим произведением. И образ юноши-горца создан в соответствии с принципами романтизма. Мцыри – личность незаурядная, сильная, находящаяся в противостоянии с окружением, он стремится уйти из монастыря, то есть от реальной жизни, в мир мечты.
Для героя поэмы монастырь, куда он попадает не по собственному желанию, становится тюрьмой, откуда он и совершает побег. Это человек с сильной волей, закалённой трагическим одиночеством. Он, как и положено романтическому герою, за неимением близких по духу друзей, близок природе. Ему понятен этот мир, где поток воды шумит и спорит с камнями и скалами, где орлы напоминают о свободе и вольности, где барс борется за победу так же мужественно, как и человек, житель гор. Мцыри имеет «одну, но пламенную страсть» – пройти в родимую страну, которая рисуется в его воображении как мир грёз, идеальный мир для жизни.
Герой в одиночестве идёт к заветной цели. Он уверен, что преодолеет все трудности. Одним из опаснейших испытаний для Мцыри стала встреча с могучим барсом. Мцыриоказался сильным, смелым и мужественным борцом. Эпизод схватки с барсом показал, что Мцыри мог бы осуществить свою мечту. Но в бою с барсом юноша потерял силы, потом заблудился, что и стало непреодолимой преградой. К таким поворотам действительности юноша не был готов, так как жизнь за стенами монастыря не дала ему навыков существования в реальном мире. Но из исповеди героя становится ясно, что он ни о чем не жалеет, он говорит, что не боится умереть так рано, в начале жизненного пути, потому что готов променять «рай и вечность» даже на несколько минут, проведённых в родном краю. Герой не смог осуществить свою мечту, столкнувшись с действительностью, но на пути к её достижению испытал счастье.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ГЕРОЙ МЦЫРИ
Пустые надежды. М. Горький "На дне"
Желая добра, Лука не способен бороться за него. Лука — тип утешителя пассивного. Он не задумывается об истинном положении вещей, об их объективной сути: «Во что веришь, то и есть…» Главное, по его мнению, с добром и состраданием отнестись к человеку. Он искренне хочет помочь людям. И вряд ли можно назвать его советы намеренной ложью. Теоретически и от алкоголизма можно излечиться, и настоящую любовь наконец найти… Ночлежники, поддержанные сострадательным словом Луки, раскрываются лучшими сторонами личности. Они обретают возможность хотя бы на время стать людьми, у которых есть будущее. Но как только Лука исчезает, они теряют едва обретенную надежду. Благородные устремления ночлежников, да и самого Луки не переходят в поступки. У ночлежников не хватает сил бороться с тяжелыми обстоятельствами своей жизни. Всем ходом сюжета позиция Луки ставится под сомнение, а его исчезновение в кульминационный момент действия демонстрирует несостоятельность этого героя в столкновении с реальными конфликтами жизни. Он и сам предпочитает скрыться, предвидя неизбежную драматическую развязку. А в случае с Актером драматическое противоречие оказывается неразрешимым, и он кончает жизнь самоубийством. Авторская точка зрения выражается именно в сюжетном развитии. Все обещанное Лукой приводит к прямо противоположным результатам. Актер удавился, как и герой притчи о праведной земле, рассказанной Лукой. Хотя Лука говорил в ней о необходимости надежды. Жизнь ночлежников возвращается в прежнее страшное русло.
Разрушенные надежды. А.П. Чехов "Ванька"
Рассказ А. П. Чехова «Ванька» посвящен разрушенным надеждам. Маленький мальчик Ваня пишет письмо своему дедушке. Он описывает свою тяжелую жизнь, лишенную любви и заботы. Описание всех ужасов, с которыми вынужден справляться Ванька, наталкивает читателя на мысль о том, что дедушка, прочитав письмо мальчика, обязательно приедет и заберет его в деревню. Но все ожидания разрушаются в последних строчках рассказа, когда вместо адреса Ваня пишет «на деревню дедушке». Рассказ производит очень сильное впечатление. Горькое чувство возникает, когда осознаешь, что Ванька будет продолжать ждать, надеяться, но суровая реальность не позволит его надеждам оправдаться.
Источник:
Возможные темы сочинений.
2. Как вы понимаете выражение Л. Вовенарга «Надежда — самое полезное или самое губительное из всех жизненных благ»?
3. Согласны ли вы с мнением, что надежда — это самая прочная из самых бесплотных опор?
4. Как вы понимаете высказывание Р. Декарта «Отчаяние — это страх без надежды»?
1. Согласны ли вы с высказыванием Иммануила Канта: «От пустых надежд человек сохнет»?2. Согласны ли вы с высказыванием Александра Дюма-отца: «Вся мудрость жизни заключена в двух словах: ждать и надеяться»?3. Почему надежда по природе своей может быть расточительной.4. Прав ли был древнегреческий философ Платон, когда утверждал: «Надежды — сны бодрствующих»?5. Может ли отчаяться человек, не понимающий причин зла?6. Согласны ли вы с высказыванием Альбера Камю: «Подлинное отчаяние всегда ведет либо к тяжелым переживаниям, либо к бездеятельности»?7. Тот, кто потерял любимого человека, не должен впадать в отчаяние.8. Согласны ли вы с высказыванием Бернарда Шоу: «Тот, кто никогда не надеялся, не может отчаяться»?9. Можно ли назвать отчаянием минуты, когда человеку кажется, будто, рушится весь мир.10. Почему, по вашему мнению, важно не терять надежду?11. Бывают ли надежды напрасными?12. Как вы понимаете смысл фразы "Там, где есть надежда, непременно есть и отчаяние".13. Что помогает человеку справиться с отчаянием?14. Может ли надежда помочь справиться с отчаянием?15. Если бы вы знали, что отчаяние и надежда — это путь к одной и той же цели, что бы вы выбрали?16. Кто живет надеждой, рискует умереть голодной смертью.17. У кого есть здоровье, есть и надежда, а у кого есть надежда — есть все.18. Почему нельзя впадать в отчаяние?19. Каковы последствия отчаяния? (К чему может привести отчаяние?)20. Гнев как следствие отчаяния21. Потеря смысла жизни как следствие отчаяния.22. В чем проявляется отчаяние?23. Какую роль в жизни человека играет надежда? (Какова роль надежды в трудные моменты жизни человека?)24. Роль надежды в годы войны.25. Почему некоторые теряют надежду? (Почему надежды не воплощаются в реальность?)26. Каковы причины отчаяния?27. Потерять надежду – значит сдаться?28. Что такое пустые надежды?29. На кого можно надеяться?30. Согласны ли вы с тем, что человек должен надеяться только на себя?31. Можно ли вселить надежду в человека?32. Как вселить надежду в человека?33. Потерять надежду – значит сдаться?34. Почему решения нужно принимать с холодной головой?35. Что помогает человеку в трудные моменты жизни?
Короткие рассказы к направлению "НАДЕЖДА И ОТЧАЯНИЕ"
Ванька А.П. Чехов
Лавка миров Р. Шекли
Все лето в один день Р. Брэдбери
Любовь к жизни Дж. Лондон
Телеграмма К.Г. Паустовский
Последний лист О. Генри
Девочка со спичками Х. Андерсен
Все мои враги мертвы Р. Брэдбери
Васюткино озеро В.П. Астафьев
Зеленая лампа А. Грин
И все-таки наш Р. Брэдбери
Уводящий по снегу Ф. Моуэт
https://rustutors.ru/itogovoe2020/2085-korotkie-rasskazy-dlja-itogovogo-sochinenija-2019-2020.html
- Список произведений «Надежда и отчаяние»
- Русская литература.
- Б.Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке»
- А. С. Пушкин «Евгений Онегин»
- М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
- М.А. Шолохов «Судьба человека»
- В.Г. Распутин «Живи и помни»
- Ф. Абрамов рассказ «Надежда»
- В.Г. Короленко «Слепой музыкант»
- К. Симонов «Жди меня»
- М.Ю. Лермонтов «Мцыри»
- Н.В. Гоголь «Шинель»
- А.Н. Островский «Гроза»
- И.А. Гончаров «Обломов»
- А.П. Чехов «Ванька», «Вишневый сад».
- Л.Н. Толстой «Война и мир»
- М. Горький «На дне»
- А.И. Солженицын «Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича»
- И. А. Бунин рассказ «Надежда»
- Е. И. Замятин «Мы»
- Зарубежная литература.
- Ч. Диккенс «Большие надежды», «Рождественская песнь»
- А. Грин «Зеленая лампа», «Алые паруса»
- Дж. Лондон «Мартин Иден»
- Б. Шоу «Дом, где разбиваются сердца»
- Р. Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»
- Д. Дефо «Робинзон Крузо»
- А. Дюма «Граф Монте-Кристо»
- М. Митчелл «Унесенные ветром», «Облачный атлас»
- Й. Макьюэн «Искупление»
- А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
- Ш. Бронте «Джейн Эйр»
- Дж. Боуэн «Как уличный кот изменил мою жизнь»
- Дж. Оруэлл «1984»
Источник:
Да, человек живет надеждой и всегда с надеждой, но если у него её отнять он не обязательно умрёт физически, а вот душа его наверное перестанет существовать. Ведь каждый из нас, даже когда совсем плохо, всё равно хоть чуть-чуть надеется на что-то лучшее.Умрёт этот лучик надежды, и жизнь станет совсем бессмысленной и серой. Говорят же- полная безнадёга.